Когда мы слышим слово «катастрофа», в голове обычно всплывают торнадо, цунами, падение метеорита или, на худой конец, нашествие саранчи. Но то, что происходит в Кувейте — это тоже катастрофа. Только тихая, резиновая и вонючая.
Представляем вам — Сулабия. Гигантская свалка старых шин, настолько большая, что её видно даже из космоса. И нет, это не преувеличение.
Содержание
Где находится эта чёрная дыра цивилизации?
Сулабия расположена вблизи столицы Кувейта, города Эль-Кувейт. Прямо в пустыне, на участке площадью более 600 000 квадратных метров, мир устроил кладбище изношенных шин. Для масштаба: это почти как 80 футбольных полей, полностью заставленных покрышками. А ещё — это потенциальная бомба замедленного действия.
В этот «резиновый ад» свозят покрышки не только из самого Кувейта, но и из Индии, Пакистана и Малайзии. Почему именно сюда? Да потому что здесь можно. И выгодно.
Резиновый бизнес под покровом ночи
Несмотря на то что в этих странах запрещено выбрасывать шины в таких масштабах, предприимчивые товарищи нашли лазейку. Пять местных компаний в Кувейте решили: «А что, если…» — и начали тайно свозить резину в пустыню. Местные власти делают вид, что не замечают. А бизнес процветает: кто-то избавляется от отходов, кто-то — зарабатывает миллионы.
Свалка растёт, как на дрожжах. По неофициальным данным, здесь уже более 12 миллионов отработанных шин.
Почему просто не переработать?
Ну, вы ведь знаете, как в Европе? Там шины не выбрасывают, а используют по полной. Из них делают:
- покрытия для детских площадок;
- беговые дорожки;
- резиновые сапоги;
- автомобильные коврики;
- даже новые покрышки.
А ещё их используют для укрепления дамб и просёлочных дорог. Звучит разумно, правда? Вот только в Кувейте никто не заморачивается. Здесь шины не перерабатывают. Их просто бросают. Тысячи тонн резины, вечно ждущие, пока кто-то случайно чиркнет спичкой.
Почему нельзя сжечь?
А теперь главное: сжигать шины запрещено, и на то есть веские причины. При их горении выделяется весь букет химической дряни:
- бензол,
- мышьяк,
- диоксины,
- угарный газ.
Это не просто «воняет». Это травит людей. Легко и бесповоротно. Сулабия уже неоднократно становилась эпицентром настоящей экологической катастрофы. И всё из-за огня.
Пожар, который попал в учебники
7 апреля 2012 года случилось то, чего боялись экологи: вспыхнул настоящий резиновый ад. Загорелось сразу несколько участков свалки. Поднять по тревоге пришлось больше тысячи пожарных и военных. Угомонить это безумие удалось только через месяц.
По самым скромным подсчётам, сгорело более 10 миллионов шин. В небо поднялся черный столб дыма, который добрался аж до столицы. Люди задыхались, экологи хватались за головы, а спутники фиксировали чёрный шлейф, растянувшийся на десятки километров.
И знаете, что изменилось после этого? Правильно: ничего. Сюда по-прежнему везут шины. Потому что бизнес, потому что деньги, потому что… ну, потому что «а что нам будет?».
Почему эта свалка — проблема не только Кувейта?
Можно подумать: «Окей, Кувейт далеко, нас это не касается». Но это не совсем так. Свалка Сулабия — это лакмусовая бумажка того, как человечество справляется с отходами. Или точнее — не справляется.
Покрышки — не банановая кожура. Они не разлагаются за неделю. Более того, даже переработка требует особых условий, ресурсов и технологий. А бесконтрольное сжигание и складирование превращают покрышки в биологическое оружие.
Сегодня Сулабия в Кувейте. Завтра — где-нибудь поближе. Всё зависит от того, кто решит, что проще выбросить, чем переработать. И если думать, что «это не моё дело», то очень скоро резиновая гора может возникнуть прямо за городом.
Цивилизованный подход есть — но нужен контроль
Ключевое слово — контроль. В Европе, Японии, США — переработка шин регулируется законом. Есть ответственность, есть наказания, есть принципы устойчивого развития. В Кувейте, увы, пока только дым.
И если что-то и способно изменить ситуацию, то это давление мирового сообщества. Глобальные экологические программы, общественное внимание, СМИ, санкции и активизм — всё это работает, когда люди перестают молчать.
А теперь немного личного
Вся эта история — не просто про чёрную гору в пустыне. Это история про наш общий выбор. Мы покупаем машины, меняем шины, не задумываясь, куда они потом денутся. А они не исчезают. Просто переезжают туда, где дешевле, где не спрашивают, где можно за пару сотен баксов закопать проблему в песке.
Сулабия — это огромная памятка о том, что «мусор — это не конец, а только начало». Начало большой экологической проблемы.
Сулабия — самая большая свалка шин в мире, резиновый монстр, растущий в пустыне. Это напоминание о том, что экологические проблемы — не абстракция, а вещь вполне зримая. Она видна с самолёта. Она отравляет воздух. Она горит и не даёт дышать.
Решение есть. Переработка, контроль, ответственность. Главное — захотеть. Пока не стало слишком поздно.