Одежда буддийских монахов (6 фото)

Одежда буддийских монахов

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его одежда состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии , Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна).

На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:

  • черный, белый в Японии;
  • черный, серый и темно-коричневый в Китае,
  • серый, бордовый в Корее.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается от мастера (учителя) к ученику, и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др.

Например:

  • нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь;
  • монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
  • если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
  • изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
  • в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка)

Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.

Одежда буддийских монахов

1.1 Цвет

Горчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.

1.2 Состав

В традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:

  • Антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;
  • Уттара санга (тивара, чивон) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;
  • Сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.

1.3 Неканонические отклонения

В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами. А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару. В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.

Одежда буддийских монахов

Монахини пользуются белыми одеяниями.

Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия)

2.1 Цвет

В монашеской одежде буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.

Одежда буддийских монахов

2.2 Состав

  • Нижнее белье (саронг и безрукавка);
  • Дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;
  • Шемдап – верхний саронг;
  • Зен – накидка.

2.3 Неканонические отклонения

На Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.

Сото-дзен (Япония, Китай, Корея)

3.1 Цвет

В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка — в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.

Одежда буддийских монахов

3.2 Состав (Япония)

  • Шата – нижний халат белого цвета;
  • Коломо — верхний черный халат с поясом;
  • Кеса (кашая, ракуса).

3.3 Неканонические отклонения

В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.

Одежда буддийских монахов

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x