Карельские великаны

Мифология народов мира — это не более чем поучительные сказки для детей и взрослых, в чем до сих пор уверено большинство ученых. И только на Руси древние прения испокон веков назвались былинами, подавляющее большинство которых было записано в XIX веке в Карелии — крае поистине легендарном и магическом.

А быль — это то, что было. Одной же из главных былинных тем русского народа всегда считался цикл сказаний о Святогоре. В нем богатырь представлялся великаном ростом «выше гор» и обладавший невероятной физической силой. Удивительно, но похожие легенды о неведомых великанах, когда-то живших на Земле среди людей, можно найти в эпосе практически любого народа Земли. А после открытия Генрихом Шлиманом легендарной, также прежде считавшейся вымыслом, Трои встает вопрос, а не существовали ли эти великаны на самом деле? Причем если место погребения Ильи Муромца достоверно известно, то, может быть, и курган Святогора существует на самом деле?

Рассказать правду о великанах, действительно живших когда-то на территории современной России, согласился известный исследователь Карелии, автор книг из цикла «Карелия загадочная», сопредседатель Карельской Региональной общественной организации «Расея» Алексей Попов.

— Алексей, ваша организация называется «Расея». Что это означает?

— Многие слышали о Гиперборее. Согласно сведениям древнейших историков — Гиперборея являлась праматерью всей мировой культуры, а местоположение ее — север Европы. Предполагается, что следы этой древнейшей цивилизации обнаружены на се верных территориях современной России, в частности Карелии. Гиперборея имеет непосредственное отношение к древнейшей истории России, а русский народ и его язык напрямую связаны с исчезнувшей страной гиперборейцев. Этноним «Гиперборея» — греческого происхождения, но греческая культура намного моложе северной — «Расейской» — культуры. «Расея» — «расы сеющая» — синоним «Гипербореи», но в историческом контексте развития человечества более правильно отражает реалии становления различных культур, указывая территориальную область, откуда впоследствии начались миграционные процессы.

— Вы утверждаете, что великаны существовали на самом деле. В своих исследованиях Вы опирались только на мифологический материал или этому есть и археологические подтверждения?

— Без изучения мифологии невозможно ни одно серьезное этнографическое открытие. Вспомните, даже пресловутый Индиана Джонс говорил своим студентам: «Не ищите древних карт с сокровищами, работайте в библиотеках!» Но могу вас обрадовать: на территории Карелии и Финляндии на сегодняшний день сохранилось немало археологических памятников подтверждающих существование в этих местах если не великанов, то людей поистине гигантского роста. Поэтому неудивительно, что я вновь вернулся к этой теме. Поводом послужила информация о небольшом, но окутанном тайной, острове Охсанлахти («Залив лба») Ладожского озера, входящего в так называемый Кильпольский архипелаг. Данное определение получило свое наименование от острова Кильпола — одного из самых больших на Ладоге и объединяющего в своем составе около сорока более мелких островов. Именно в этих местах, по свидетельствам многочисленных источников, в давние времена якобы и обитало «племя исполинов». Этого обстоятельства, видимо, было достаточно, чтобы люди никогда там не селились (за исключением самого Кильпола) и не использовали их в практических целях. «Архипелаг» и по сей день остается необитаемым и практически неисследованным. А народное предание во всей Финляндии и многих уголках Карелии приписывает принадлежность кое-где сохранившимся еще могильным каменным грудам и курганам не финскому народу, населявшему в древнее время Финляндию, северную часть Скандинавии и часть Карелии, а древнему народу великанов. Финское название этого реликтового народа — хийси, Именно под таким названием этот народ в преданиях финнов и карел слыл великанами, обладавших исполинской силой.

— А есть описание этих исполинов или они жили так давно, что история не смогла сохранить сведений об их жизни?

— Отнюдь, исторические хроники могут рассказать немало историй из жизни этих существ. Например, в «Истории» датского короля Христиана IV за 1601 год есть следующий любопытный рассказ. По преданиям лапландских старцев, «был некогда в Кореле и во всей корельской земле великан по имени Валит. И посажен был тот Валит на Корельское владение от Новгородских посадников. Он сам собою был дороден, ратный человек и к рати необычайный охотник». Однажды, «во славу свою, принесши с берегу, своими руками положил камень, в вышину от земли есть и ныне больше косой сажени. Тот камень по сей час слывет «Валитов камень».

— Получается, русский север это прародина великанов?

— Если принимать в расчет всю северную территорию Российской Империи, включавшей в себя, в частности современную Финляндию, то да! Дело в том, что с началом систематических путешествий и географических открытий вся земля до Белого моря постепенно становилась известной. Тогда же появилась необходимость создания этнографических карт, с указанием народностей, проживавших на этих территориях. И тут оказалось, что с представлениями о севере всегда связывалось определение «страна великанов». Сегодня известно, что «Белое море» — название русское. Но в далекие времена оно называлось иначе — «Гандвиком», что у северных народов означало «Залив чудовищ», по их мнению, именно тут жили великаны. Интересен отрывок одной саги об открытии Норвегии, она начинается так: «Форниот назывался король: он властвовал над Йотландом, как называли тогда Финланд, и Квенландгом. Король этот являлся прадедом Нора, но других подробностей мы о нем не знаем».

— И что тут странного, обычное перечисление родословной правителей…

— С первого взгляда тут и в самом деле нет ничего экстраординарного. Если бы не одно «но». Эти строки писались о временах, когда еще ни Норвегия, ни Финляндия с Карелией не были заселены исторически известными народами. Тем интереснее само имя короля — Форниот, что означает ни много ни мало — «великан прежних времен».

— Куда же впоследствии исчез народ великанов?

— Из летописей известно, что по мере заселения северных территорий людьми великаны уходили все дальше и дальше на север. Датский историк Саксон Грамматик (1140-1206 гг.), например, как само собой разумеющееся писал, что «гиганты теперь удалились в те пустыни, которые лежат по ту сторону Гандвика, на север от Норвегии». Однако до сегодняшнего дня, у многих народностей — финнов, шведов, саамов, карел сохранилась память о переселении «гигантских людей» в стародавние времена.

— Проверяя достоверность этой информации, сравнивали ли вы тексты северных легенд с повествованиями, например, арабских путешественников?

— Впервые познакомившись с карельскими преданиями о великанах и своими глазами увидев приписываемые их рукам громадные ритуальные и бытовые сооружения, я, разумеется, проанализировал практически всю мировую мифологию в поисках подтверждения версии реального существования вымершего народа великанов. Первые источники о нем относят к концепции мировой истории знаменитого вавилонянина Бероса, согласно которому Земля в доисторические, допотопные времена была населена гигантами, сосуществовавшими наравне с человечеством. Собственно, о том же самом свидетельствует и ветхозаветная «Книга Бытия». Но всплеск появления информации о существовании расы великанов приходится на «послепотопное» время. Сведения о них стали поступать буквально со всех концов света. Авторы древнейших, имеющих давность в тысячи лет материалов, живущих на разных континентах, при разных культурах и религиях, сообщали практически одно и то же. Например, арабский историк Ибн-Фадлан в начале X века узнав, что «есть в Волжской Булгаре какой-то необыкновенный великан», обратился с «официальным» запросом к самому булгарскому царю. Царь отвечал, что действительно был такой великан в его стране, но помер; да и был он не из его людей и «не настоящий человек». «А был он ростом локтей двенадцать (около шести метров), голова у него была с большой котел, огромный нос, глаза и пальцы преогромные. Был он от народов веси. Я видел кости его — они необъятной величины» – отмечает Ибн-Фадлан. Другой арабский путешественник, ученый и богослов начала XI века Абу Хамид Андапуси, и вовсе, посетив столицу Волжской Булгарии, встретил там живого великана, но из племени адогитов, «Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягненка. А сила у него была такая, что он спокойно ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень»,- рассказывал в своих воспоминаниях Андалуси.

— Вы упомянули, что один из великанов был из народа веси, но это разве не народность, проживавшая на территории Карелии?

— Совершенно верно. Весь -предки нынешних вепсов — стали занимать территорию Карелии к концу I — началу II тыс. н. э. Первые сведения о веси в русских письменных источниках относятся к 859 году. Но на этой же территории проживали и другие легендарные народы, например, чудь, а еще далее на восток — адогиты, племя, из которого был второй великан, встреченный арабским путешественником в Волжской Булгарии. Кстати, название «адогиты» созвучно Ладоге и ладожанам, по мнению арабских писателей. Причем легенды о великанах до недавнего времени можно было услышать непосредственно в самой Карелии. Наиболее интересные из них — легенды о роде Пайвиэ: «Из трех сыновей Пайвиэ Олоф был самый знаменитый. В доказательство силы Олофа из поколения в поколение передается такой рассказ: «Раз Олоф возвращался с рыбного лова и был настигнут непогодою. Опасаясь грести против волн, грозивших потопить его лодку, нагруженную сетями и рыбой, решился он пристать к берегу. Пристав, взвалил он тяжелую лодку на плечи и понес ее на себе». И подобных примеров множество. Поэтому мы достаточно ответственно и говорим, что в далекие стародавние времена этот гигантский народ обитал на нынешней территории Карелии.

— Если этот народ был так многочислен, то он вряд ли мог полностью исчезнуть. Как вы думаете, реально ли сегодня встретить его представителей в глухих лесных чащобах Карелии?

— Нет. К сожалению, только следы, которые, по имеющимся преданиям, легендам и научным исследованиям, свидетельствуют о реальности существования этих загадочных существ. Ведь последние рассказы о них можно прочесть, например, в книге выдающегося финского этнографа и археолога Теодора Швиндта «Народные предания северо-западного Приладожья», собранные не так давно летом 1879 года, всего чуть более ста лет назад. В ней говорится о «великанах древней земли Корельской», в частности о том, что и сегодня существует немало реальных доказательств деятельности людей-великанов. Это и «очищенные от леса поля, и время от времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и брошенные плуги, а также огромные валы в горах и на островах». Но ответ на ваш вопрос может быть дан и в несколько ином ракурсе. Дело в том, что ряд серьезных исследователей этой темы проводит параллель между «народом великанов» и так называемым снежным человеком, который «сопровождает» человечество на всем пути его исторического развития, обладающего огромным ростом, «разумными навыками», «магическими способностями» и благополучно проживающего в настоящее время рядом с нами. Карелия является центром обитания этих странных существ, по словам профессора В. Сапунова, но это уже отдельный разговор. Со своей стороны, могу лишь искренне пригласить исследователей и энтузиастов непознанного в Карелию.