В рамках материалистического подхода астрология считалась псевдонаукой. В советских энциклопедиях утверждалось, что это «древняя лженаука», основанная на вере в то, что движение планет и их расположение в созвездиях могут предсказать будущее народов и судьбы людей. Несмотря на это, признавалось, что астрология оказала значительное влияние на астрономию, и многие известные астрономы, такие как Иоганн Кеплер, занимались ею.

Как в Советском Союзе относились к Астрологии, и почему очень популярным был Нострадамус

Астрология в СССР

Однако с изменением взглядов на мир вера в астрологическую практику стала ослабевать, и к XVIII веку астрологи практически исчезли. Советские идеологи поспешили объявить астрологию мертвым направлением, но на самом деле она продолжала существовать, как в капиталистической Европе, так и в самом СССР.

Отрицательное отношение советской власти к астрологии проявлялось не только в запрете публикаций работ Мишеля Нострадамуса. В условиях Первой мировой войны, революций 1917 года и последующей Гражданской войны интерес к астрологии в России начал угасать; книги на эту тему перестали печататься, а оккультные журналы закрывались. Это привело к длительному периоду забвения астрологии в стране.

Нет достоверных данных о существовании астрологических традиций в Советском Союзе во времена правления Сталина. В 1920-е годы еще можно было найти дореволюционные книги и журналы, и любой желающий мог ознакомиться с основами астрологии.

Первое издание Большой Советской Энциклопедии демонстрирует, что астрология в тот период не подвергалась систематическим гонениям. В статье «Астрология» читатели могли узнать о ключевых понятиях и увидеть пример «натальной карты».

Александр Чижевский, известный российский ученый и основатель гелиобиологии, в это время изучал историю астрологии и проверял ее концепции. В 1926 году он опубликовал статью «Современная астрология» в журнале «Огонек», где объяснял основные астрологические термины с точки зрения естественных наук.

Тем не менее, в 1920-е годы не выходило специализированных астрологических изданий, и нет свидетельств о практикующих астрологах того времени.

Современные исследователи иногда упоминают миф о том, что Сталин в 1929 году собрал в Геленджике съезд советских астрологов, после чего всех арестовали и отправили в лагеря. Однако эта история не имеет архивных подтверждений и, вероятно, является вымышленной.

Самый популярный в СССР астролог Мишель Нострадамус

Как в Советском Союзе относились к Астрологии, и почему очень популярным был Нострадамус

Мишель Нострадамус

Жизнь астролога и предсказателя

Наиболее известным астрологом всех времен является Мишель де Нотрдам (Нострадамус), автор знаменитых «Центурий».

Нострадамус родился 14 декабря 1503 года в Сен-Реми, Прованс. Его отец, Жом, был нотариусом, а мать — Рене.

В 1518 году он начал обучение на факультете Искусств в Авиньоне и через три года получил степень магистра. С 1521 по 1529 год Нострадамус путешествовал по разным странам. В 1529 году он вернулся в Монпелье и поступил на медицинский факультет, получив докторскую степень около 1534 года. Вскоре он начал работать странствующим врачом в Лангедоке и Провансе, а в 1536 году поселился в Ажене, где подружился с гуманистом Жюлем Сезаром Скалигером.

Однако в 1538 году его жизнь резко изменилась: от чумы погибли его жена и двое детей. В это же время Нострадамус столкнулся с обвинениями со стороны инквизиции и покинул Ажен, начав новый этап странствий.

Он побывал в Венеции и Турине, а в мае 1544 года, в возрасте 41 года, участвовал в борьбе с эпидемией чумы в Марселе и Экс-ан-Провансе. За свои достижения в медицине парламент Экса назначил ему пожизненную пенсию. Нострадамус также оставил рецепт снадобья из гвоздик и красных роз, которое применял в борьбе с чумой.

Нострадамус гордился своей обширной библиотекой, в которой были работы античных авторов, таких как Платон, Лукиан и Тит Ливий.

В 1547 году он поселился в Салоне де Кро и вступил во второй брак. Здесь он продолжал заниматься медициной, но в конце 1540-х годов начал серьезно увлекаться астрологией.

В XVI веке магия и астрология были тесно связаны с наукой. Историк Брендамур подчеркивает, что нельзя было говорить о медицине без упоминания астрологии и наоборот.

Как Нострадамус стал известным?

После поездки в Италию Нострадамус выпустил первый предсказательный альманах на 1551 год, где впервые использовал псевдоним Nostradamus. Именно альманахи принесли ему прижизненную славу, в отличие от менее известных «Центурий».

Нострадамус стал популярен благодаря своим политическим предсказаниям, касающимся церкви и государства. Он преобразовал альманахи в своего рода периодическое издание, что было новшеством для того времени.

В 1555 году Нострадамус получил приглашение от королевской семьи посетить Париж. Королева Екатерина Медичи и король Генрих II, заинтересованные в астрологии, пригласили его в королевскую резиденцию.

Во дворце Нострадамус стал причиной скандала. Его уклончивые ответы вызвали раздражение придворных, которые попытались задержать астролога с помощью лакеев. Кроме того, Нострадамус узнал о предстоящей встрече с полицией, желавшей выяснить, чем он занимается, и не связано ли это с запрещенной магией. Это вынудило его покинуть Париж спустя десять дней.

Издавал книги с 1000 предсказаний

В начале лета 1555 года Нострадамус выпустил книгу «Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса», которая резко отличалась от его предыдущих работ. Это собрание пророчеств, написанных в стихах, стало уникальным в истории оккультизма.

Книга состоит из десяти центурий, каждая из которых включает по 100 катренов (VII центурия осталась незаконченной). Катренам присвоены порядковые номера, и они объединены общей темой. Стихи написаны в пентаметре, заимствованном у античных поэтов.

Первое издание предварялось предисловием к сыну Нострадамуса, Сезару, и содержало 353 катрена, сгруппированных в центурии.

В 1557 году вышло второе издание с 286 новыми катренами, общее число которых возросло до 639 в семи центуриях (последняя содержала 39 катренов).

Первое расширенное издание «Пророчеств магистра Мишеля Нострадамуса», дошедшее до нас, датируется 1568 годом. Оно включало 302 катрена (всего 942) в десяти центуриях и большое пророчество в прозе, адресованное королю Франции Генриху II.

Что собой представляют знаменитые пророчества Нострадамуса? В письме к сыну Сезару он пишет: «Я решил в темных и загадочных выражениях рассказать о переменах в судьбах человечества, не оскорбляя их хрупких чувств».

Предсказания которые сделали его популярным

Для неподготовленного читателя катрены Нострадамуса могут показаться непонятными. Надеяться на ясное понимание предсказаний, просто ознакомившись с текстом, — ошибка. Качественный перевод затруднен из-за множества анаграмм, неологизмов, сокращений и устаревших выражений. Кроме того, Нострадамус редко указывает даты: среди всех его предсказаний лишь 14 имеют конкретные временные отметки.

Одно из событий, которое, как казалось, было точно предсказано Нострадамусом, произошло 1 июля 1559 года.

В честь свадьбы короля Испании Филиппа II и дочери Генриха II, Елизаветы, был устроен рыцарский турнир. В нем участвовал капитан шотландской гвардии Габриэль Монтгомери и сам король. Обломок копья Монтгомери пробил глаз Генриху II, что привело к тяжелой травме. 10 июля король скончался в страшных мучениях.

Один из катренов Нострадамуса, впервые опубликованный в 1555 году, часто интерпретируется как предсказание смерти Генриха II:

«Молодой лев победит старого
На ратном поле в поединке.
В золотой клетке выколет ему глаза.
Из двух флотов — один, затем умереть мучительной смертью…»

Тем не менее, этот катрен не является убедительным доказательством пророческого дара Нострадамуса.

  1. Во-первых, непонятно, что означает «золотая клетка». Во-вторых, в тексте говорится о выкалывании обоих глаз, а не одного.
  2. В-третьих, слово «флоты» не соотносится с историей смерти Генриха II.

Сам Нострадамус указал на другой катрен, который предвещал смерть короля. В 1562 году он написал другу Жану де Возелю, который правильно интерпретировал многие его пророчества: «В год, когда во Франции будет править одно око, семя Блуа убьет своего друга».

С каждым катреном появляются новые толкования, адаптируемые под различные цели. Слава Нострадамуса как прорицателя только растет, что привлекает тех, кто хочет использовать его авторитет в своих интересах. Особенно это стало актуально в XX веке, когда Европа переживала серьезные потрясения: революции, войны и миллионы жертв. В этот период «Пророчества» Нострадамуса стали инструментом идеологической борьбы.

Как в Советском Союзе относились к Астрологии, и почему очень популярным был Нострадамус

Лев Платонович Карсавин русский религиозный философ, историк-медиевист, поэт. Родился декабря 1882 году.

Наибольший интерес к «Пророчествам» Нострадамуса проявился в 1920-е годы. В это время возникло мнение, что его предсказания носят мрачный характер, предвещая бесконечные войны и страдания человечества.

Нострадамус стал особенно популярен в Германии, где сформировалось направление, посвященное его изучению. Аналогичная ситуация наблюдалась и во Франции, где продолжали выходить исследования традиционного формата.

В России работы о Нострадамусе также начали появляться. Одной из первых стала статья историка Льва Платоновича Карсавина «О свободе», опубликованная в 1922 году в журнале «Мысль».

В ней Карсавин задается вопросом, существует ли будущее. Церковь утверждает, что каждый человек формирует своё будущее своими действиями, и предопределение считается ошибочным и греховным. Таким образом, знание о будущем доступно лишь немногим, и Нострадамус может быть воспринят как шарлатан или лжепророк.

Карсавин рассматривает вопрос пророчества не с религиозной, а с точки зрения веры. Он упоминает случаи, когда медиумы в гипнотическом состоянии предсказывали будущее, что демонстрирует, что пророчества не являются шарлатанством. Затем он обращается к Нострадамусу и анализирует девять катренов, которые, по его мнению, сбылись.

Карсавин предполагает, что Нострадамус мог видеть будущее в состоянии, похожем на сомнамбулический сон, сохраняя при этом связь с реальностью, а даты событий определял с помощью астрологии.

Статья Карсавина оказала значительное влияние, познакомив русскоязычную аудиторию с Нострадамусом и поднимая вопрос о том, как он предсказывал будущее. Карсавин, как представитель мистически-оккультного направления в нострадамоведении, был близок к работам германских исследователей того времени, таких как Вёльнер и Лоог, которые акцентировали внимание на «медиумических» откровениях Нострадамуса. Это объединение объясняется общей нестабильностью, с которой столкнулись Германия и Россия после Первой мировой войны, что способствовало интересу интеллигенции к мистике.

В Советской России и среди белоэмигрантов Нострадамус воспринимался как предсказатель неудач большевиков. В начале 1920-х годов в СССР была выпущена небольшая книга с избранными катренами и отрывками его предсказаний, которая вскоре была изъята и уничтожена. Вячеслав Завалишин вспоминал, что у его родителей, арестованных во время репрессий, конфисковали эту книгу, которую признали антисоветским памфлетом.

Упоминания о Нострадамусе тщательно контролировались. Исследователь Алексей Пензенский отмечает, что судьба его произведений в России во второй половине XX века была показательной: «Советскому народу не нужны были нездоровые сенсации, поэтому Пророчества были запрещены к переизданию и надолго исключены из научных исследований».

Одним из немногих упоминаний о Нострадамусе в то время стала книга Г. Гурева «История одного заблуждения – Астрология перед судом науки», вышедшая в 1970 году в Ленинграде с целью критики астрологии.

Пророчества Нострадамуса в СССР практически не цитировались, так как книги не издавались. Научное издательство «Наука» выпустило лишь заметку Г. Гурева, которая служила примером манипуляции общественным мнением. Литература по астрологии, поступавшая в крупные советские библиотеки, немедленно помещалась в специальные хранилища, включая работы зарубежных исследователей Нострадамуса.

Вячеслав Завалишин, автор первого русского перевода «Пророчеств», отмечал, что ему не удалось получить доступ к даже неантисоветским изданиям Нострадамуса. Его перевод, фактически вольный пересказ, был опубликован не в СССР, а в США.

Завалишин ставил перед собой цель показать, что многие катрены Нострадамуса относятся к ХХ веку и событиям в России.

Например, его перевод катрена 2-10 звучит так:

«Мне горько сказать, что жестокие эры
Опять завладеют мятежной землей,
И рабская будет царить атмосфера
Под маской любви и свободы большой…»

Это можно интерпретировать как указание на появление тоталитарных режимов.

Также он предсказывал революцию и Гражданскую войну:

«Я вижу, как рушатся царские троны,
Когда их сметает людской ураган.
Республику сделает хуже короны.
И белых, и красных жестокий обман…»

Завалишин первым обратил внимание на пророчество о 73 годах и 7 месяцах, связав его с будущим СССР. Он утверждал, что это пророчество относится к Октябрьской революции 1917 года и предсказывает крушение порядков, установленных после нее, в 1991 году, а окончательное завершение русской революции — в 2025 году.

Завалишин подчеркивал, что читатели смогут оценить это, изучая Центурии в указанный период. Его прогноз сбывается: государство, возникшее из русской революции, действительно распалось в 1991 году.

Как в Советском Союзе относились к Астрологии, и почему очень популярным был Нострадамус

Вячеслав Завалишин, автор первого русского перевода «Пророчеств», предсказания Нострадамуса. Время жизни: октября 1915; Петроград — 31 мая 1995, Нью-Йорк — американский русскоязычный журналист, литературный и художественный критик, поэт, переводчик.

Вскоре после публикации книги Завалишина журнал «Знание — сила» (№ 6, 1975) выпустил статью Э.О. Брезина «Нострадамус — сын своего века».

В ней автор обсуждал жизнь и пророчества Нострадамуса, однако статья была написана в скептическом ключе, что было характерно для советской печати. В ней впервые за долгое время были опубликованы несколько катренов и портрет Нострадамуса из издания 1605 года.

Брезин изображал Нострадамуса как самоуверенного астролога, чьи предсказания редко сбывались, но отмечал его предвидения в области техники (подводный флот, авиация, космонавтика, оптика), ставя его на один уровень с известными утопистами. Однако о возможных связях пророчеств Нострадамуса с современной историей Брезин не упоминал.

Статья Брезина, вероятно, была реакцией на книгу Завалишина, которая уже получила распространение в советском самиздате к 1975 году. Его работа способствовала росту интереса к Нострадамусу в СССР в середине 1970-х. Однако этот интерес не получил дальнейшего развития.

Лишь в 1988 году в журналах «Наука и жизнь», «Знание — сила» и «Наука и религия» появились новые статьи о Нострадамусе, которые в дальнейшем были изданы в отдельной книге.

Астрология в СССР

Негативное отношение советской власти к астрологии проявилось не только в запрете на публикацию переводов Мишеля Нострадамуса.

С началом Первой мировой войны, революциями 1917 года и Гражданской войной российская астрология утратила популярность. Книги по этой теме перестали издаваться, а оккультные журналы закрылись, что привело к длительному периоду забвения астрологии в стране.

Достоверные данные о существовании астрологической традиции в сталинский период отсутствуют. В 1920-е годы были доступны дореволюционные книги и журналы, что позволяло заинтересованным людям ознакомиться с основами астрологии.

Как в Советском Союзе относились к Астрологии, и почему очень популярным был Нострадамус

Александр Чижевский. Жизнь: .1897, г.Цехановец, ныне Польша — 20.12.1964, Москва. Советский биофизик, историк, социальный психолог и поэт, основоположник гелиобиологии — науки о солнечно-земных причинно-следственных связях, — и аэроионификации.

Первое издание Большой Советской Энциклопедии содержит статью «Астрология», где описываются основные понятия и приводится пример натальной карты.

Александр Чижевский, российский ученый и основатель гелиобиологии, изучал историю астрологии и публиковал статьи, включая «Современная астрология» в журнале «Огонек» в 1926 году, где объяснял астрологические концепции с точки зрения естественных наук. Однако специализированные астрологические издания в 1920-е не выходили, и о практикующих астрологах той эпохи информации нет.

Существуют слухи, что в 1929 году Сталин собрал съезд советских астрологов в Геленджике, и всех участников арестовали. Однако эта история не подтверждается архивными данными и, вероятно, является мифом.

Достоверные данные об астрологии в СССР в сталинский период в основном касаются прибалтийских республик. В 1930-е годы, когда эти страны еще не стали частью Советского Союза, астрология воспринималась там менее подозрительно.

В Прибалтике астрологическая литература была довольно популярна. Николай Каллерт из латвийского города Огре начал изучать астрологию по немецким источникам и позже стал почётным президентом Межрегиональной федерации астрологов после легализации астрологии в 1980-х.

Другим известным астрологом был литовец Мартинас Йуодвалькис, который провёл около 20 лет в советских лагерях за свои занятия.

  • Во время «хрущевской оттепели» в 1960-х годах в СССР возник интерес к астрологии.
  • В 1972 году вышла книга Ромуальдаса Колонайтиса «Солнце идет по звериному кругу», посвящённая символике знаков Зодиака.
  • К началу 1970-х годов в крупных городах, таких как Москва, Киев и Вильнюс, уже действовали астрологические кружки.

Особенно активен был московский кружок, который использовал материалы, полученные от болгарских астрологов, включая переводы работ Дэйна Радьяра, выполненные Михаилом Папушем. Из этого кружка вышли многие известные астрологи современности.

Астрология в СССР была под запретом, в то время как советская футурология процветала, основываясь на амбициозных обещаниях руководителей. Ни один тоталитарный режим не может терпеть наличие людей, занимающихся предсказанием будущего, и расправляется с ними в первую очередь.

Монополия на пророчества остается за правящей элитой. Например, Никита Хрущев предсказывал победу коммунизма в СССР к 1980 году.