Ну вот скажи честно, когда ты слышишь слово «сатир», что у тебя в голове сразу возникает? Какой-то странный тип с козлиными ногами, маленькими рожками, бородкой а-ля «философ» и вечно с озорной ухмылкой? Вот примерно так их и видели древние греки.

Сатиры — это особый народ лесных духов, которые вечно болтались в компаниях нимф, менад и прочей весёлой тусовки. Они рождались не для великих подвигов или благородных свершений, их цель была куда проще — наслаждаться жизнью. Веселиться, пить вино, устраивать пирушки, бегать за девушками (желательно сразу за несколькими) и играть на свирели.

Сатиры — лесные шалуны: рогатые, похотливые и вечно весёлые

 

Сатир — воплощение вечной жизнерадостности, беспечности и полного отсутствия совести.

Они не были злобными монстрами, нет. Но и моралистов из них тоже не получалось. Жили на своих лесных полянах и были абсолютно счастливы в своём беззаботном существовании.

Как выглядели сатиры? И почему они такие странные?

Греки наделили сатиров весьма колоритной внешностью:

  • Верхняя часть — вроде бы человек, только поросший густой шерстью.
  • На голове — маленькие рога.
  • Лицо с бородкой — непременно козлиной.
  • Ноги — не человеческие, а козлиные или лошадиные, с копытцами.
  • Хвост — на выбор: козлиный или лошадиный.
  • Уши — длинные, напоминающие лошадиные.

Такой вот лесной гибрид — полузверь, полулесной шалун.

Фаллос у сатиров — отдельный пункт их биографии. Считалось, что он у них всегда огромный и выставлен напоказ как символ плодородия. Этим они особенно гордились, в отличие от других своих скромных добродетелей.

И вот с такой внешностью они бродили по лесам и горам, вечно что-то выдумывая — то весёлую пляску, то очередную выходку, то очередную погоню за бедной нимфой.

Их философия проста: живи весело, а завтра будь что будет

Сатиры вообще не знали слова «стыд». Им незнакомы комплексы, угрызения совести или чувство вины. Для них не существовало границ: есть вино — выпить, есть женщина — попытаться соблазнить, есть праздник — плясать до упаду.

«Зачем думать о завтрашнем дне, если можно наслаждаться сегодняшним вечером?» — примерно так звучала бы житейская мудрость любого уважающего себя сатира.

Род занятий: чем были полезны или опасны эти козлоногие?

Сатиры — лесные шалуны: рогатые, похотливые и вечно весёлые

С одной стороны — они были весельчаками и вдохновителями творческих людей. Музыканты, виноделы, ремесленники считали их своими покровителями. Говорят, что именно сатиры научили людей делать вино.

С другой стороны — мораль у них была своеобразная. Например:

  • Они спокойно обольщали девушек, но предпочитали делать это с вином в руках.
  • Если им отказывали, старались напоить объект вожделения, чтобы «убедить» проще.
  • Могли подслушивать, подглядывать, вмешиваться в чужие дела.

Они не насильники в прямом смысле, но хитрецы ещё те.

Особенно любили собираться там, где народ веселится: на праздниках, винодельнях, в кабаках — да где угодно, лишь бы музыка, танцы и вино.

Свита Диониса: кому они служили

Основным покровителем сатиров был, конечно, Дионис (он же Вакх у римлян). Бог вина, веселья, безумия и оргий. Дионис и его верная свита из сатиров, менад и нимф — классическая компания для любого древнегреческого праздника.

«Если где-то слышна вакханалия, можно не сомневаться — сатиры уже там.»

Дионис был для них и повелителем, и вдохновителем. А когда он устраивал свои безумные кутежи, сатиры разносились по лесам в невероятных плясках, иногда даже срываясь на крайние формы вакханалии — разрывая животных, а иногда и людей.

А может, это просто горные варвары?

Есть теория, что образы сатиров могли возникнуть у греков как гипертрофированное восприятие горных варварских племён. Эти ребята редко мылись, носили шкуры, были волосаты и с дикими нравами. Вот греки и дорисовали им рога, хвосты и копыта — получилось гораздо эффектнее.

Мифология — это ведь зеркало фантазии народа. Особенно, когда речь идёт о загадочных чужаках из диких горных лесов.

Пан — главный среди сатиров

Сатиры — лесные шалуны: рогатые, похотливые и вечно весёлые

Теперь давай познакомимся с тем, кого можно назвать официальным начальником всех сатиров — богом Паном.

  • Родился он, как гласит легенда, от Гермеса (или Зевса) и нимфы (либо Дриопы, либо Ойнеды — тут источники разошлись).
  • Мать, увидев его, в ужасе убежала — уж слишком козлино-рогатым он вышел.
  • А вот отец обрадовался. Отнёс его на Олимп, где даже другие боги признали маленького Пана и подарили ему имя.

Но Пан предпочёл не небеса, а леса и горы. Здесь он:

  • Играл на своей свирели (сиринге), соблазняя нимф.
  • Пас стада.
  • Развлекался вместе с сатирами, нимфами и менадами.

Панический страх — его фирменный приём

У Пана была одна особая способность — он мог вызывать у людей внезапный панический страх. Такой ужас, что человек терял рассудок и бежал куда глаза глядят.

«Отсюда, собственно, и пошло слово — паника.»

Греки считали, что именно Пан навёл панический ужас на персов во время битвы при Марафоне, обеспечив победу своим.

История свирели Пана

Однажды Пан влюбился в нимфу Сирингу. Но она не хотела иметь с ним ничего общего. Спасаясь от Пана, она попросила реку обратить её в тростник. Из этого тростника Пан вырезал первую в мире свирель — сирингу. С тех пор она стала его любимым инструментом.

h2 Как вино появилось? Тоже не обошлось без сатиров!

Одна из красивейших историй связана с любимым другом Диониса — сатиром Ампелосом. Он погиб (по разным версиям — сорвавшись с дерева или от удара быка), и Дионис, убитый горем, обратился к Зевсу с мольбой. В ответ тот превратил тело Ампелоса в лозу винограда. Так людям было дано вино.

«И да пребудет веселье на земле!» — можно представить, как радовались этому подарку сатиры.

Сатиры и христианство: от лесных шалунов до бесов

Пришло христианство — и всё изменилось. Весёлые лесные проказники вдруг превратились в демонов и бесов. Их козлиные ноги, рога, хвосты и похотливая сущность идеально вписались в образы:

  • Чёрта с копытами.
  • Люцифера с рогами.
  • Бесов, которые искушают и мучают грешников в аду.

«Из символа веселья они стали символом греха.»

Античная беспечность не вписывалась в христианскую мораль, где всё должно быть строго, целомудренно и скромно. Поэтому образ сатиров был переосмыслен как воплощение порока.

Герои, дриады и сатиры: вечные конфликты

Не все сатиры были одинаково бесполезны. Некоторые всё-таки приносили пользу — становились наставниками героев. Самый известный — Филоктет (Филократ), учитель юного Геракла (по мотивам этого даже снят известный диснеевский мультфильм).

Но в основном, сатиры оставались проблемой и для людей, и для лесных духов — дриад. Те их просто ненавидели:

  • Сатиры пытались за ними ухаживать.
  • Дриады, спасаясь, превращались в деревья.
  • Конфликт тянулся веками.

«Им хочется веселья и страсти, а нимфам — покоя и гармонии.»

Сатиры в культуре: от мифов до наших дней

Сатиры — лесные шалуны: рогатые, похотливые и вечно весёлые

Даже сегодня образ сатира встречается в кино, книгах и играх:

  • В фэнтези — это частые персонажи как весёлые плуты.
  • В психологии термин «сатириазис» — мужская гиперсексуальность.
  • В литературе сатиры часто используют как архетип страсти и примитивного инстинкта.

«Они вечные напоминания о той стороне природы, которую мы предпочитаем скрывать.»

Кто же они, эти сатиры?

Сатиры — это:

  • Дети леса и вина.
  • Символ радости, похоти и жизнерадостной дикости.
  • Воплощение веселья, но и вечной распущенности.
  • Персонажи, которые наводят на нас лёгкую тоску о времени, когда можно было просто жить — не думая о завтрашнем дне.