Ну вот скажи честно, когда ты слышишь слово «сатир», что у тебя в голове сразу возникает? Какой-то странный тип с козлиными ногами, маленькими рожками, бородкой а-ля «философ» и вечно с озорной ухмылкой? Вот примерно так их и видели древние греки.
Сатиры — это особый народ лесных духов, которые вечно болтались в компаниях нимф, менад и прочей весёлой тусовки. Они рождались не для великих подвигов или благородных свершений, их цель была куда проще — наслаждаться жизнью. Веселиться, пить вино, устраивать пирушки, бегать за девушками (желательно сразу за несколькими) и играть на свирели.
Сатир — воплощение вечной жизнерадостности, беспечности и полного отсутствия совести.
Они не были злобными монстрами, нет. Но и моралистов из них тоже не получалось. Жили на своих лесных полянах и были абсолютно счастливы в своём беззаботном существовании.
Содержание
Как выглядели сатиры? И почему они такие странные?
Греки наделили сатиров весьма колоритной внешностью:
- Верхняя часть — вроде бы человек, только поросший густой шерстью.
- На голове — маленькие рога.
- Лицо с бородкой — непременно козлиной.
- Ноги — не человеческие, а козлиные или лошадиные, с копытцами.
- Хвост — на выбор: козлиный или лошадиный.
- Уши — длинные, напоминающие лошадиные.
Такой вот лесной гибрид — полузверь, полулесной шалун.
Фаллос у сатиров — отдельный пункт их биографии. Считалось, что он у них всегда огромный и выставлен напоказ как символ плодородия. Этим они особенно гордились, в отличие от других своих скромных добродетелей.
И вот с такой внешностью они бродили по лесам и горам, вечно что-то выдумывая — то весёлую пляску, то очередную выходку, то очередную погоню за бедной нимфой.
Их философия проста: живи весело, а завтра будь что будет
Сатиры вообще не знали слова «стыд». Им незнакомы комплексы, угрызения совести или чувство вины. Для них не существовало границ: есть вино — выпить, есть женщина — попытаться соблазнить, есть праздник — плясать до упаду.
«Зачем думать о завтрашнем дне, если можно наслаждаться сегодняшним вечером?» — примерно так звучала бы житейская мудрость любого уважающего себя сатира.
Род занятий: чем были полезны или опасны эти козлоногие?
С одной стороны — они были весельчаками и вдохновителями творческих людей. Музыканты, виноделы, ремесленники считали их своими покровителями. Говорят, что именно сатиры научили людей делать вино.
С другой стороны — мораль у них была своеобразная. Например:
- Они спокойно обольщали девушек, но предпочитали делать это с вином в руках.
- Если им отказывали, старались напоить объект вожделения, чтобы «убедить» проще.
- Могли подслушивать, подглядывать, вмешиваться в чужие дела.
Они не насильники в прямом смысле, но хитрецы ещё те.
Особенно любили собираться там, где народ веселится: на праздниках, винодельнях, в кабаках — да где угодно, лишь бы музыка, танцы и вино.
Свита Диониса: кому они служили
Основным покровителем сатиров был, конечно, Дионис (он же Вакх у римлян). Бог вина, веселья, безумия и оргий. Дионис и его верная свита из сатиров, менад и нимф — классическая компания для любого древнегреческого праздника.
«Если где-то слышна вакханалия, можно не сомневаться — сатиры уже там.»
Дионис был для них и повелителем, и вдохновителем. А когда он устраивал свои безумные кутежи, сатиры разносились по лесам в невероятных плясках, иногда даже срываясь на крайние формы вакханалии — разрывая животных, а иногда и людей.
А может, это просто горные варвары?
Есть теория, что образы сатиров могли возникнуть у греков как гипертрофированное восприятие горных варварских племён. Эти ребята редко мылись, носили шкуры, были волосаты и с дикими нравами. Вот греки и дорисовали им рога, хвосты и копыта — получилось гораздо эффектнее.
Мифология — это ведь зеркало фантазии народа. Особенно, когда речь идёт о загадочных чужаках из диких горных лесов.
Пан — главный среди сатиров
Теперь давай познакомимся с тем, кого можно назвать официальным начальником всех сатиров — богом Паном.
- Родился он, как гласит легенда, от Гермеса (или Зевса) и нимфы (либо Дриопы, либо Ойнеды — тут источники разошлись).
- Мать, увидев его, в ужасе убежала — уж слишком козлино-рогатым он вышел.
- А вот отец обрадовался. Отнёс его на Олимп, где даже другие боги признали маленького Пана и подарили ему имя.
Но Пан предпочёл не небеса, а леса и горы. Здесь он:
- Играл на своей свирели (сиринге), соблазняя нимф.
- Пас стада.
- Развлекался вместе с сатирами, нимфами и менадами.
Панический страх — его фирменный приём
У Пана была одна особая способность — он мог вызывать у людей внезапный панический страх. Такой ужас, что человек терял рассудок и бежал куда глаза глядят.
«Отсюда, собственно, и пошло слово — паника.»
Греки считали, что именно Пан навёл панический ужас на персов во время битвы при Марафоне, обеспечив победу своим.
История свирели Пана
Однажды Пан влюбился в нимфу Сирингу. Но она не хотела иметь с ним ничего общего. Спасаясь от Пана, она попросила реку обратить её в тростник. Из этого тростника Пан вырезал первую в мире свирель — сирингу. С тех пор она стала его любимым инструментом.
h2 Как вино появилось? Тоже не обошлось без сатиров!
Одна из красивейших историй связана с любимым другом Диониса — сатиром Ампелосом. Он погиб (по разным версиям — сорвавшись с дерева или от удара быка), и Дионис, убитый горем, обратился к Зевсу с мольбой. В ответ тот превратил тело Ампелоса в лозу винограда. Так людям было дано вино.
«И да пребудет веселье на земле!» — можно представить, как радовались этому подарку сатиры.
Сатиры и христианство: от лесных шалунов до бесов
Пришло христианство — и всё изменилось. Весёлые лесные проказники вдруг превратились в демонов и бесов. Их козлиные ноги, рога, хвосты и похотливая сущность идеально вписались в образы:
- Чёрта с копытами.
- Люцифера с рогами.
- Бесов, которые искушают и мучают грешников в аду.
«Из символа веселья они стали символом греха.»
Античная беспечность не вписывалась в христианскую мораль, где всё должно быть строго, целомудренно и скромно. Поэтому образ сатиров был переосмыслен как воплощение порока.
Герои, дриады и сатиры: вечные конфликты
Не все сатиры были одинаково бесполезны. Некоторые всё-таки приносили пользу — становились наставниками героев. Самый известный — Филоктет (Филократ), учитель юного Геракла (по мотивам этого даже снят известный диснеевский мультфильм).
Но в основном, сатиры оставались проблемой и для людей, и для лесных духов — дриад. Те их просто ненавидели:
- Сатиры пытались за ними ухаживать.
- Дриады, спасаясь, превращались в деревья.
- Конфликт тянулся веками.
«Им хочется веселья и страсти, а нимфам — покоя и гармонии.»
Сатиры в культуре: от мифов до наших дней
Даже сегодня образ сатира встречается в кино, книгах и играх:
- В фэнтези — это частые персонажи как весёлые плуты.
- В психологии термин «сатириазис» — мужская гиперсексуальность.
- В литературе сатиры часто используют как архетип страсти и примитивного инстинкта.
«Они вечные напоминания о той стороне природы, которую мы предпочитаем скрывать.»
Кто же они, эти сатиры?
Сатиры — это:
- Дети леса и вина.
- Символ радости, похоти и жизнерадостной дикости.
- Воплощение веселья, но и вечной распущенности.
- Персонажи, которые наводят на нас лёгкую тоску о времени, когда можно было просто жить — не думая о завтрашнем дне.