Волк Фенрир пришел к нам из германо-скандинавских легенд. В мифологии Фенрир – сын бога хитрости и обмана – Локи.

Его брат, еще один сын Локи, змей Ёрмунгард, а сестра – богиня мертвых – Хель. Дети Фенрира – Хати и Сколля. Им суждено проглотить Луну и Солнце в последний день жизни богов. (Есть версия, что это персонификация волка Рагнарёка). История Фенрира проста и ее окончание известно: гигантский волк выступит против Одина и победит его, но и сам не проживет долго: погибнет от руки сына Одноглазого Аса – Видара.

Несмотря на мрачный образ виновника гибели Асов, Великий Фенрир ​‌​​​‌завоевал огромную популярность. Его образ можно встретить в книгах, фильмах, мультфильмах, видео играх.

Значение скандинавских мифов в мировой культуре

Скандинавская мифология — основа мировой культуры. Многим такое высказывает об эпосе древних варягов покажется излишне напыщенным, но эти мифы стали неисчерпаемым источником вдохновения для многих мыслителей древнего мира. Свою актуальность герои скандинавской мифологии не теряют и сейчас.

Эти писания явились основой для формирования большинства этнических и религиозных учений, затронули они и традиции христианства. Так, легенда о Бальдре Прекрасном — прообраз библейского мифа о воскрешении и смерти Христа.

Волк Фенрир: этимология и анализ образа

Огромный волк Фенрир из скандинавской мифологии, как связан с богом обмана Локи

Волк Фенрир

В древнескандинавском языке для обозначения имени Фенрир используются слова «fenrir», «fenrisúlfr» и «hróðvitnir». Fenrir, как не трудно догадаться, представляет имя собственное, Fenrisúlfr переводится как «Фенрир волк», а Hróðvitnir означает «прославленный волк». Также иногда Фенрира именуют Vanagandr, что значит «чудовище реки Вон». Предположительно само имя «Фенрир» происходит от старо-норвежского «fen-dweller» (дословно – «обитающий в топях болот»). Короче, хтоничность образа налицо.

Многие скандинавоведы полагают, что Фенрир был единственным волком-антагонистом в скандинавской мифологии, а Гарм, Сколль и Хати – это лишь другие имена Фенрира, либо его воплощения. Тем не менее, данная версия поддерживается далеко не всеми исследователями. Точное происхождение мифологического образа волка Фенрира неизвестно, зато очевидно его влияние на раннехристианскую культуру: так М. Шапиро пишет о том, что знаменитая «пасть ада» (популярный средневековый иконографический образ) является прямой отсылкой к пасти Фенрира.

Бесспорно, Фенрир оказал огромное влияние на современную культуру, чудовищный волк встречается в книгах, фильмах и даже комиксах. О нем пишут стихи и песни, его образ переделывают в самые удивительные вариации, он выступает то врагом всего сущего, то настоящим героем, то «супер-компьютером» (это уже к Петру Воробьеву). Трудно сказать, что раннесредневековые скальды хотели передать нам через образ волка Фенрира. Изначально он не желал никому зла, но его боялись. Его предали, и он отомстил асам уничтожением мира. В этой интерпретации древний скандинавский сюжет выглядит очень знакомо, не так ли?..

Кто такой волк Фенрир

В классических преданиях и мифах Фенрир представляется в виде огромного и злого волка. Он – одно из чудовищ северного фольклора. Он – один из опаснейших врагов всех богов. Он – собирательный образ бесконтрольных природных сил, несущих погибель всему живому. Фенрир – одно из самых известных существ из германо-скандинавской мифологии.

Несмотря на то, что тема оборотничества присутствует в северном фольклоре, Фенрир не является человеком или богом, который способен в любой момент обратиться зверем, а после снова принять первоначальный облик. Он был рожден волком, разумным, понимающим человеческий (божественный) язык и умеющий говорить.

Если попробовать взглянуть внимательнее на персонажа, то становится понятно, что волк Фенрир – хтоническое божество. Под хтоническими существами понимаются боги, которые символизируют собой сокрушительную силу и великую мощь дикой природы, всех стихий. Один из признаков хтонического божества – звероподобный внешний вид.

Иногда Фенрира описывают как некое завуалированное олицетворение смертоносного хаоса. Выйдя из-под контроля, подобная сила способна уничтожить все вокруг, каждый из девяти миров, описанных в древних северных мифах. С другой стороны, такая сила очищает и обнуляет время, ход истории. Искоренив все живое, она дарит возможность новой жизни зародиться.

Рождение Фенрира

Локи — распутный бог, хитрый обманщик, не был верен своей супруге Сигюн. Он изменял ей с Ангрбодой, малопривлекательной старой великаншей. Она жила в Железном лесу недалеко от страны великанов, куда к ней из Асгарда часто и приходил Локи. Три страстные ночи закончились беременностью Ангрбоды. Она родила ему необычных малышей: девочку по имени Хель, сивого волка Фенрира и змея Мидгардсорма.

Верховный бог Один, согласно мифам, чувствовал, что эти дети ниспошлют своим появлением на мир только боль, зло и разрушения. Поэтому решил от них избавиться, приказав богу грома Тору доставить их из Железного леса к нему. Он хотел сам вершить их судьбы. Девушку Хель он сделал правительницей царства умерших, Мидгардсорма отправил править океаном, а Фенрира решил держать при себе.

Во время своего путешествия в Асгард, волк рос и постепенно перевоплотился в большого и сильного зверя. Он был настолько ужасающим, что ухаживать за ним отказались все кроме бога храбрости — Тюра.

Фенрир жил в Асгарде, становился все ненасытнее, каждый день ему требовалось всё больше мяса. Богу Тюру после такого общения с гигантским демоническим созданием снились кошмары: оскал волчьей пасти, раздирающей его на куски. Он знал, что это дурной знак, поэтому решил оградить свой народ от чудовища. На скандинавском Олимпе собрали совет, боги постановили сковать Фенрира при помощи цепей.

Откуда взялся Фенрир?

Мы уже упоминали, что волк – это сын бога Локи, а вот матерью его является великанша Ангрбодой. Ну вот такой был бог-хитрец неразборчивый в своих связях. А может и правда влюбился в деву из страны великанов: ведь она родила ему не одного Фенрира-волка, а еще и мирового змей Ёрмунгарда и дочку Хель, что стала истинной богиней и отправилась сторожить мир мертвых.

После того, как Асы узнали, что дети Локи будут играть не последнюю в конце света, они решили принять деятельное участие в их судьбе. После общего совета Один велел привести к нему всех виновников будущей битвы и змея выкинул в океан, где он вырос и опоясав землю кусает сам себя за хвост не в силах сдвинуться с места. Хель же верховный Ас предложил власть в Нифльхейме – владеть девятью мирами, принимать к себе мертвых, определять их последующую жизнь. А вот Фенрира боги Асгарда решили растить сами.

Внешний вид Фенрира

В мифологических текстах волк Фенрир описывается как исполинских размеров зверь. Если он разевает пасть, то носом достает до самого неба. Его клыки остры, словно бритвы.

Огромный волк Фенрир из скандинавской мифологии, как связан с богом обмана Локи

Глаза Фенрира горят золотисто-желтым огнем.

Есть два предположения, откуда взялось такое уточнение:

  1. Светящиеся глаза указывают на принадлежность к божественному (волшебному) миру, на причастность к древней магии.
  2. Горящие глаза такого оттенка достались Фенриру в наследство от его отца.

Все могучее тело волка покрыто густым пепельно-серым или темно-серым мехом. От загривка вдоль позвоночника тянется черная полоса жесткой шерсти. У Фенрира массивные лапы, тяжелые кости, острый нюх и очень чуткий слух.

Он умен и злопамятен. Его сердце преисполнено ненависти и злобы по отношению и к роду людскому, и практически к каждому из божеств германо-скандинавского пантеона.

Вой волка Фенрира звучит громче громовых раскатов в самую жуткую грозу. Когда он подает голос, деревья ломаются пополам, а птицы и звери падают замертво.

Совсем не удивительно, что существо вселяло ужас в сердца жителей божественного Асгарда – асов и ванов. К тому же, в древних пророчествах Фенриру уделялось особое место. Он представлял потенциальную угрозу не только для всех миров, но и конкретно для Всеотца – Одина. Однако об отношениях гигантского волка и северных богов мы поговорим чуть позже.

Значение имени Фенрир

Пошло оно, как считают лингвисты от сочетания fen-dweller – житель болот.

«Старшая Эдда» называет его Fenrisúlfr или с древненорвежского – Фенрир-волк, другое же название его Hróðvitnir — Волк прославленный, а третий вариант Vánagandr — Чудовище реки Ван.

Варианты написания и происхождения имени волка

В древнеисландском и древненорвежском языках имя Фенрир пишется как «Fenrir». Дословно оно означает «житель болотной топи».

Исследователи предполагают, что происходит имя от словосочетания «Fen Dweller». В некоторых русскоязычных источниках встречается написание «Фенрис», что также не является ошибкой.

Остальные примеры написания и значения имени хтонического божества:

  • Fenrisúlfr, происходит от словосочетания «Fenris wolf» — «Фенрис волк»;
  • Vánagandr – Ванагандер, дословный перевод: «чудовище (существо) реки Ван»;
  • Hróðvitnir, связано со словосочетанием «Fame wolf», означает «прославленный (великий) волк».

Как Фенрир был пленён

Не сумев справиться с гигантским волком собственными усилиями, боги просят помощи у тёмных альвов – карликов, живущих в подземелье. Альвы славились как очень искусные мастера. Они запаслись редчайшими ингредиентами и изготовили Глейпнир – самую прочную цепь во всём мире.

И боги отправились к зверю в третий раз. Они заверили его, что это всего лишь последняя проверка, а если Фенрир справиться и с этой цепью – тогда они дадут ему звание самого сильного существа всех девяти миров и отпустят его на свободу.

Но волк, который уже давно богам не доверял, поставил своё условие для нового испытания – кто-то из Богов должен положить руку ему в пасть, чтобы таким образом доказать, что они действуют по правде. А если Фенрир увидит обман, то откусит её.

Все асы побоялись жертвовать рукой, лишь самый храбрый бог Тюр согласился. Он положил свою правую руку в пасть чудища и боги сковали волка цепью Глейпнир.

Монстр начал пытаться высвободиться, применяя всю свою непомерную силу. Однако, несмотря на все старания у него ничего не выходило – цепь только сжимала его ещё сильнее. Он обессилел и понял, каким был коварный замысел обитателей божественного мира. Тогда Фенрир сомкнул челюсти и отгрыз руку Тюра.

Огромный волк Фенрир из скандинавской мифологии, как связан с богом обмана Локи

Какой-то бог сразу вонзил меч в пасть огромного волка и поэтому он не смог закрыть её. Асы были довольны и покинули место расправы, оставив обманутого, истекающего кровью зверя пленённым и наедине с собой.

Тогда-то ужасный волк сам себе дал клятву, что когда наступит конец свету (в скандинавской традиции он называется Рагнарёк), он вырвется из своих оков и сожрёт все небесные светила, а затем и самого Одина. А потом падёт, убитый сыном верховного бога Видаром.

Правда, есть ещё одна версия конца света, она описана в следующем пункте.

Как сивый волк играл с богами

Боги взяли большую и тяжёлую цепь и отправились к монстру. Хитрый Один предложил Фенриру сыграть с ними в игру – разорвать цепи, чтобы подтвердить свою невероятную мощь. Молодой и доверчивый волк согласился и тогда асы сковали его. Но Фенрир с лёгкостью разорвал цепь и радостно завыл. План богов в этот раз не удался.

Через некоторое время боги вновь приходят к волку, взяв ещё большую цепь. Последнюю сделали из самого крепкого металла, который только существовал с самыми тяжёлыми звеньями. Ей дали название Дроми. Но Фенрир выиграл и эту проверку, повергнув асов в настоящий ужас.

Однако, сам он начал подозревать богов в неискренности, ведь заметил, что у них нет радости его победе. Волк подумал: «Отчего они не празднуют мою победу вместе со мной? Возможно, они желают просто поработить меня?».

Семья Фенрира

Зверь, наделенный скверным характером, является одним из детей-чудовищ бога-йотуна Локи. Его брат – Ёрмунганд (Йормунганд, Мидгардсорм). Он изображается в виде невероятных размеров морского змея. Его сестра – Хель (Хела). Она – великанша, богиня и покровительница мертвых, владычица Хельхейма. Хельхейм – один из девяти миров, Царство Мертвых.

Матерью хтонического существа традиционно считается Ангрбода – великанша из леса Ярнвид (Железный лес). В мифологии она представляется как ведьма, колдунья, прародительница волчьей стаи.

Огромный волк Фенрир из скандинавской мифологии, как связан с богом обмана Локи

По некоторым другим не самым популярным предположениям, родила зверя Гулльвейг – колдунья, развязавшая первую войну между асами и ванами.

Как известно из сказаний, Локи был женат на Сигюн – богине, которой отводится роль второго плана в северном пантеоне. Однако узы брака не помешали ему провести «три бесконечно долгих ночи» в объятиях Ангрбоды.

После чего у ведьмы на свет появилось трое детей. Рождены они были в заснеженной равнине в Йотунхейме – еще один из девяти миров в германо-скандинавской мифологии, который населяют йотуны (великаны).

Волк Фенрир появился на свет маленьким и глупым щенком. Однако он креп, рос и умнел буквально на глазах. Боги, прознавшие о рождении «ужасных отпрысков» Локи, понимали, что такое потомство представляет для них серьезную опасность.

Потому Один приказал привести в божественный Асгард всех троих существ, чьим отцом выступал Локи.

Гигантский зверь считается родоначальником безжалостного волчьего войска. В более древних мифологических текстах говорится, что у него было двое сыновей:

  • Хати – волк, гоняющий по небу Мани (Луну), которого в «судный час» он должен проглотить;
  • Сколь (Сколль) – волк, бегущий по небосклону за Соль (Солнцем), чтобы съесть ее.

В поздних пересказах древних северных преданий дети Фенрира уже не фигурируют.

Дети ужасного волка

До того, как его пленили, волк имел любовницу, которую звали Ярнвидой. Она забеременела и принесла ему сразу два сына, их назвали Хати и Скёлей.

  • Хати – еженощно старается сожрать ночное светило. А когда он слишком близко приближается к Луне – возникают лунные затмения.
  • Скёль, являющийся его братом-близнецом, отдаёт предпочтение дневному светилу. Поэтому он постоянно стремится поглотить Солнце, из-за чего случаются солнечные затмения.

По утверждениям скандинавской провидицы Вёльвы, когда наступит Рагнарёк сыновьям Фенрира наконец удастся догнать объекты своего вожделения и поглотить их.

Тогда божественный и человеческий миры погибнут. Настанет время непроглядной тьмы. Земля начнёт колыхаться, цепи, которыми удерживается Фенрир, расколются и он вырвется на свободу. Из его пасти будет вырываться пламя, глаза загорятся злым огнём, сивый зверь насмерть загрызёт Одина, а в конце сам умрёт в жестокой битве.

Значение персонажа в германо-скандинавской мифологии

Великий зверь предстает в мифологических записях в роли существа, несущего погибель всем богам. Он – закоренелый враг и главная угроза для Всеотца.

В час, когда наступит Рагнарёк (конец света), Фенрир вступит в бой с Одином, в котором выйдет победителем. Он разорвет и проглотит верхового бога северного пантеона.

Несмотря на подобное предсказание, участь волка тоже не завидная. Выжить в Рагнарёке ему не суждено. В мифах говорится, что, желая отомстить за смерть Одина, против сына Локи выступит Видар – сын Одина. Сцепившись с волком, он разорвет ему пасть, наступив ногами на нижнюю челюсть, а на верхнюю надавив ладонями.

В переправленных и более современных текстах указывается, что волк Фенрир – тот, кто перед началом Рагнарёка убил Соль и Мани. Поглотив солнце и луну, зверь навлек на все девять миров кромешную тьму и лютый холод.

Хоть Фенрир и не выступает постоянным героем германо-скандинавских мифов, без него не может свершиться предсказание о погибели богов и падении миров.

Хтоническое существо занимает определенное место в мифологии, помогая колесу жизни сделать оборот. Потому не стоит недооценивать этого мифологического персонажа.

Глейпнир — пленение волка

Первые попытки заковать Фенрира не увенчались успехом, поэтому боги решили обратиться с работой к опытным мастерам подземелья — альвам. Специально по просьбе богов они сделали самую прочную в мире цепь и назвали её Глейпнир.

Огромный волк Фенрир из скандинавской мифологии, как связан с богом обмана Локи

В состав входили редкие элементы:

  1. Борода женщин разных возрастов.
  2. Жилы медведей.
  3. Поступь кошки.
  4. Слюна птиц.
  5. Корни гор.

Все запасы в мире из этих редкостей ушли на создание Глейпнира, и более невосполнимы.

Получив желаемое, боги пришли к волку и предложили ему в последний раз испытать его силу. Если Фенрир сивый разорвёт цепь — они нарекут его самым страшным и сильным существом во всех девяти мирах. Если же она не порвётся — боги отпустят его и перестанут бояться.

Но наученный горьким опытом Фенрир, отказался выполнять испытания без гарантий. Он попросил положить кого-либо руку ему в пасть и если всё это обман, расплата телесным увечьем станет ему уроком за ложь. Так и сделали, руку положил Тюр.

Всеми силами старался Фенрир освободиться от оков, но Глейпнир не поддавался. Цепь душила его, он лишь терял силы.

Понял тогда волк, что все попытки его тщетны и сомкнул пасть откусив руку бесстрашному Тюру. Один из богов, увидев это, вонзил меч в нёбо Фенриру и с тех пор он не может закрыть пасть.

Совершив эти деяния, довольные боги стали уходить, а обманутый волк истекал кровью в одиночестве и ждал особенного момента, когда он смог бы отомстить всем обидчикам.

В этот день наступит Рагнарёк — судный день. И тогда волк убьёт всех богов, съест Солнце и Луну, а сам погибнет от руки Видара.

Отношения с асами и ванами

Как было сказано ранее, Всеотец приказал привести в Асгард трех детей Локи. Когда те предстали перед богами, каждый из асов и ванов ощутил угрозу и мощь, исходящие от них. Однако, в отличие от Хель и Ёрмунганда, Один не отправил в изгнание Фенрира.

Всеотец прекрасно знал о пророчестве. Он видел в своих тяжелых и мутных снах разинутую волчью пасть. Но Один надеялся изменить ход истории, предотвратить катастрофу и «усмирить» гигантского зверя, который на тот момент выглядел безобидным и игривым щенком.

Оставшись в Асгарде, Фенрир потерял возможность общаться с Ангрбодой. Локи и другие боги также старались не контактировать с ним. Первоначально кормился волк молоком священной коровы. Однако он очень быстро рос.

Интересно: Единственным из жителей божественного Асгарда, кто не побоялся подойти к зверю, стал Тюр – бог войны. Он кормил существо мясом, которого с каждым днем требовалось все больше. Тогда в глазах Фенрира Тюр был тем, кому можно доверять.

Выросшее до нереальных размеров хтоническое божество пугало асов и ванов. Они обратились к Одину, желая, чтобы Всеотец защитил их от волка. Подумав, Один принял решение: сковать Фенрира так, чтобы тот не мог вырваться.

Сын Локи не был наивен, потому богам пришлось действовать хитростью. В один из дней они пришли к нему, неся с собой цепь, именуемую Лединг. Асы и ваны обратились к Фенриру, попросив его показать свою силу. Они опутали цепью зверя, но тот порвал Лединг в один момент, после чего разразился радостным и громогласным воем.

Огромный волк Фенрир из скандинавской мифологии, как связан с богом обмана Локи

Во второй раз боги принесли волку Дроми – новую крепкую цепь. Она была в разы тяжелее и массивнее Лединга. Приковали ею Фенрира и предложили волку вновь продемонстрировать силу.

Зверь с легкостью уничтожил оковы и снова радостно, победоносно взвыл. Однако в тот момент он заметил, что асы и ваны не ликуют вместе с ним, это его насторожило.

Один, поняв, что справиться с существом обычным способом невозможно, обратился за помощью к цвергам – карликам, обитателям одного из подземных миров. Они славились тем, что создавали волшебные артефакты.

Пойдя богам навстречу, цверги изготовили золотую цепь, названную Глейпниром. В металл они подмешали: медвежьи жилы, волосы из женской бороды, слюну птиц, тихий звук кошачьих шагов, дыхание рыб и корни всех гор в девяти мирах.

В третий раз пришли боги к Фенриру, неся с собой Глейпнир. Но существо выдвинуло требование: пусть кто-то из жителей божественного Асгарда положит руку в его пасть в тот момент, когда его опутают цепью. Если он – Фенрир – не сумеет порвать оковы, он сомкнет свои челюсти.

Единственным, кого не напугала просьба сына Локи, стал Тюр. Пока боги сковывали Глейпниром зверя, Тюр успокаивал волка, обманывая его, говоря, что никакого вреда асы и ваны ему не нанесут.

Плененный Фенрир несколько раз попытался избавиться от цепи, но у него ничего не вышло. Заговоренный волшебный Глейпнир был прочен и несокрушим. Тогда волк, поняв, что его обманули и предали, безжалостно стиснул челюсти и лишил бога Тюра части правой руки.

Чтобы заставить волка открыть пасть, боги воткнули в его нижнюю челюсть меч. Он протаранил весь рот обезумевшего зверя и уперся острием в нёбо.

Фенрир взвыл, не в силах закрыть пасть. Кровь и слюна его смешались, заструились бурным потоком и образовали реку Ван.

Асы и ваны спешно пропустили через звенья цепи прочные волшебные шнуры. Один из них они прикрепили к камню Твит, второй – к скале Гийоль.

В одной версии мифов говорится, что темницей для сына Локи стала пещера в Гийоль. В других текстах сказано, что зверь остался на земле возле скалы. Гийоль возвышается на старом острове Лингвэ, что находится в озерных водах Амсвартнира. Прикованное, с мечом в пасти хтоническое божество останется до начала Рагнарёка.

Закономерен вопрос: почему никто из семьи Фенрира не пришел к нему на помощь? Предполагается, что и Ангрбода с Локи, и Ёрмунганд с Хель прекрасно понимали, какая невероятная сила таится внутри волка. Нельзя было позволить, чтобы его мощь и лютая ненависть вырвались наружу раньше положенного срока.

Какие интересные факты и дополнительные детали известны вам, дорогие наши читатели, об исполинском скандинавском волке? Поделитесь своими мыслями в комментариях к публикации. Если статья вам понравилась, расскажите о ней друзьям в социальных сетях. Не забудьте подписаться на обновления сайта. Спасибо, что были с нами! До скорой встречи!

Что стало с Фенриром?

​​‌Огромный волк вырос и превратился в настоящее чудовище. Шерсть его была темно-серая, а на спине и загривке окрашивалась в черный цвет и стояла дыбом. Глаза были желтого цвета, а выл он так, что птицы в полете падали мертвыми, а деревья гнулись. Асы боялись ужасного волка, только один Тюр мог подойти к нему и покормить без страха. Чтобы обезопасить себя – Фенрира было решено посадить на цепь.

Огромный волк Фенрир из скандинавской мифологии, как связан с богом обмана Локи

Стали боги Асгарда дразнить чудовище, предлагали проверить свои силы: сначала сами они заковывались в цепь и никак не могли ее порвать, сокрушались и признавали себя слабыми, Фенрир поддался на уловку и разрешил заковать себя в цепь Лединг. Порвалась она. Сделали еще прочнее цепь, назвали ее Дромми – не помогла, порвал ее волк. Страшно стало Асам – никак не могли они заковать ненавистного Фенрира, решили просить помощи у черных альвов – подгорных карликов.

Подумали мастера и сковали цепь. По легенде они соединили в ней звук кошачьих шагов, женскую бороду, жилы медведя, корни гор, дыхание рыб и слюну птиц. Назвали цепь Фенрира – Глейпнир. А выглядела она совершенно безобидно – в виде обычной ленточки. Один разъярился, когда увидел такое непотребство и чуть не убил карликов, но попытавшись порвать Глейпнир убедился, что это невозможно.

После боги снова вызвали волка на состязание, но зверь почуял подвох и сказал, что пусть один из богов положит руку ему в пасть – если он не сможет порвать ленточку и его не развяжут, то за обман будет расплата. Решился на это Тюр, который прекрасно знал на что идет и вложил в огромную пасть руку по самое плечо. Асы связали Фенрира, путы порвать он не смог и откусил Тюру руку.

Обрадовавшись тому, что смогли обмануть фолка, Асы привязали его между двух плит Твити и Гьелль, а в пасть засунули ему меч, чтобы упирался он острием в нёбо. Воет Фенрир от боли и обиды, злится на предателей богов, но сделать ничего не может. Стекающая из пасти слюна образовала реку Вон, а сам ужасный волк находится связанным пока не наступит Рагнарёк.

Кстати сразу не убили Фенрира потому, что Асы не хотели осквернять свои чертоги. Вот такая незавидная судьба того, кто должен был стать значимым персонажем Рагнарёка.

Смерть сивого волка

В ожидании конца света, боги жили в страхе много лет и следили за тем как ведёт себя прикованный к скале Фенрир. Разрушить многовековой ужас смог сын Одина — Видар. Он вступил в бой с волком и разорвал его чудовищную пасть.

Сами скандинавские боги не убили Фенрира раньше, т. к. боялись осквернить своё священное место обитания кровью врага.

Огромный волк Фенрир из скандинавской мифологии, как связан с богом обмана Локи

 

Скандинавская мифология и образ Фенрира оказали сильное влияние на современную культуру: упоминание о гигантском волке встречается во многих книгах и фильмах. На родине эпоса потомки викингов слагают песни и стихи, делая его врагом всего существующего.

А судный день Рагнарёк и история предательства Фенрира легли в основу большинства религиозных учений, доживших до наших дней. И можно сказать, что скандинавский эпос жив и будет жить уже в видоизменённом виде дальше.