Тяжёлый танк «Тигр» давно и прочно стал символом бронетанковых войск гитлеровской Германии. Несмотря на то что это была далеко не самая массовая машина, именно с ней у большинства людей ассоциируются панцерваффе Третьего Рейха.
Потому что вскоре после вторжения в СССР немцы убедились, что адекватного ответа советским танкам КВ и Т-34 у них нет. Паритет они удержали только благодаря «acht-acht» – 88-мм зенитным орудиям FlaK-18/36. Устанавливаемые на прямую наводку, они оказались очень эффективными против советских танков.
Вот орудие такого калибра и установили на новые танки «Тигр», разработанные фирмой «Хеншель», и в августе 1942 года запущенные в серийное производство.
Содержание
Технические характеристики Tiger
Работа по созданию тяжелого танка продвигалась в Henschel достаточно быстро, что было связано в первую очередь с уже имеющимся у специалистов опыта по созданию боевых машин. Так к июню 1942 года планировалось начать массовый выпуск Тигра, чтобы к 1943 году в распоряжении армии оказалось минимум 285 боевых машин. За основу образца взяли классическую схему, в которой трансмиссия получила переднее расположение. Ее агрегаты решили объединить с отделением управления для того, чтобы добиться максимального увеличения боевого отсека. Члены экипажа имели намного больше свободного пространства за счет рациональной компоновки основных узлов танка.
Не обошлось без внедрения ряда новшеств и инновационных идей. Установили качественный рулевой усилитель, который со слов Отто Кариуса позволял управлять 57-тонным танком буквально «пальцем одной руки». На образец поставили полуавтоматическую коробку передач на восемь передних и четыре задние передачи, изготовленную Maybach. Трансмиссия работала так: оператор переводил рычаг в нужное положение, после чего посредством сервопривода включалась необходимая передач уже без участия члена экипажа.
Ходовая часть была одновременно и сложной, и интересной: опорные каты в количестве 24 экземпляра расположили в четыре ряда на одну, причем в шахматном порядке. Торсионная подвеска обеспечивала плавный ход танка и точное прицеливание во время движения. Изначально ставили 12-цилиндровый силовой агрегат двигатель Maybach HL 210Р30, мощность которого составляла 650 лошадиных сил. Но в дальнейшем его заменил 700-сильный двигатель Maybach HL 230Р45. Что касается прицела, то здесь так же, как и в случае с двигателем, произошло изменения: сначала боевая машина укомплектовывалась бинокулярным телескопическим прицелом TZF9а, но в дальнейшем уже монокулярным TZF9b.
Конструкция
Танк выполнен по классической схеме, имел экипаж из 5 человек и вес 57 тонн. Компоновка узлов распределялась следующим образом:
- в передней части места для механика-водителя и стрелка, смещенные влево и вправо соответственно, а также элементы трансмиссии, пулемет и органы управления танков;
- в центральной части располагались стеллажи под боекомплект, радиостанция. Сверху корпуса монтировалась башня, в которой размещались командир танка, наводчик и заряжающий, а также средства для наблюдения за местностью и казенная часть орудия. На каждом танке обязательно монтировалась рация FuG-5;
- в корме устанавливался двигатель, топливный бак, элементы выхлопа и радиаторы для охлаждения.
Конструкция танка «Тигр»
Башня танка
Башня танка располагалась по центру корпуса на пагоне. Она была сварная. Передний бронелист приваривался к детали, формировавшей борта и корму. Крыша также крепилась сваркой. Для нужды экипажа были предусмотрены люки для загрузки в машину.
Предусматривалась установка вентилятора, выдувающего и боевого отделения пороховые газы. По бортам монтировались щели для наблюдения. В поздних модификациях появилась установка для отстрела дымовых или осколочных гранат.
Конструкция танка «Тигр»В передней части башни устанавливалось нарезное орудие KwK 36, калибром 88-мм. Обслуживали его наводчик и заряжающий. Прицеливание осуществлялось через бинокулярный, а в 1944 году — монокулярный прицел, с оптикой от фирмы “Цейсс”. Располагался слева от пушки и имел постоянную кратность в 2,5. Орудие могло пробивать броню советских Т-34 на расстоянии в 2 км.
Снаряды – унитарные. Имелись калиберные, осколочно-фугасный и подкалиберные варианты. У последних показатель пробития приближался к 150 – 160 мм. В качестве оружия для подавления живой силы противника предназначались пулеметы 7,92-мм MG-34.
Силовая установка и трансмиссия
Двигатель бензиновый карбюраторный с 12-ю цилиндрами. Производитель – компания Maybach. Большая часть танков оснащалась версией HL230, мощностью 700 л/с. Полная загрузка топливом составляла 530 литров. Отдельно подавалась мощность от движка на приводы башни.
В случае возгорания срабатывала система автоматического пожаротушения. На крайний случай имелся ручной огнетушитель. А вообще, в случае возгорания экипаж часто покидал боевую машину.
12-цилиндровый V-образный двигатель Майбах HL-210 Р-30.Для предотвращения перегрева двигателя предусматривался радиатор с водяным охлаждением и 4-мя вентиляторами. Коробка передач полуавтоматическая, с 12 передачами. Через нее подавалась мощность на трансмиссию, расположенную в передней части танка.
Ходовая часть
Подвеска представляла собой расположенные в “шахматном” порядке катки. По 8 катков на каждый борт, расположенных в 4 ряда. Для смягчения ходя использовались индивидуальные торсионы. Подобная система повышала плавность ходя, но имела ряд недостатков.
Если ломался каток, расположенный в центре, то приходилось долго разбирать половину ходовой, чтобы заменить.
Надежности не добавляла высокая чувствительность к заледенению.Партизаны, а зачастую просто дети, по ночам поливали водой катки “Тигров”. После такой процедуры немцам приходилось долго и упорно их размораживать, иначе боевая машина просто не могла сдвинуться с места.
Торсионная подвеска
Гусеницы широкие, металлические, с большими просветами. Проходимость танка была хорошей. Существовало два типа гусениц: боевые и транспортные. Транспортные применялись при погрузке Т-6 на ж/д платформу для транспортировки.
Броня и пушка
Отличительной чертой Тигра являлось мощное бронирование. Массивный лоб получил катаные листы толщиной 100, 80 и 63 мм, которые собирали коробчатый агрегат. Корма отличалась толщиной в 80 мм, а борта соответственно 80 и 63 мм. Главным орудием Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 являлась танковая пушка KwK 36 L/56 88-мм нарезным стволом. Танковая пушка получила полуавтоматический клиновый затвор, электрической системой воспламенения. С целью поражения танков KwK 36 могла работать на разных снарядах: ряд кумулятивных и два кинетических. Кумулятивные обеспечивали пробитие 100-110 мм гомогенной брони. Однако наибольшей эффективностью отличался снаряд с вольфрамовым сердечником, гарантированно пробивавший 200-мм броню с полукилометрового расстояния и 179-мм броню с дистанции 1 километр.
Расход топлива
В качестве топлива использовался этилированный бензин OZ 74. Топливные баки рассчитаны на 530 л. Усредненный расход топлива составлял 80-100 литров на 100 км.
Максимальная скорость
Наибольшая скорость танка «Тигр» по шоссе — 44 км/ч, запас хода составлял 195 км. Машина отличалась хорошей проходимостью, могла преодолевать подъемы до 35 градусов. Высота преодолеваемого барьера — 0,8 м, ширина рва — 2,3 м, брод — 1,2 м.
Экипаж
Экипаж «Тигра» состоял из пяти человек — механик-водитель, стрелок-радист, командир, наводчик и заряжающий. Первые двое располагались в отделении управления, обеспечивая движение танка и связь с другими машинами. Остальные находились в боевом отделении.
Вооружение
Сохранившийся экземпляр на выставке
Вооружение «Тигра» состояло из орудия и двух пулеметов — курсового и башенного, спаренного с орудием. Позднее появились мортирки, позволяющие создавать дымовую завесу или поражать ближайшую пехоту осколочными гранатами.
Пушка
Основное орудие танка — нарезная пушка KwK 36 L/56 калибром 88 мм. Длина ствола составляла 56 калибров. Благодаря гидроприводу пушка могла вести обстрел по полной окружности в горизонтальной плоскости. В вертикальной диапазон наведения варьировался от -8 до +15 градусов.
Дальность поражения составляла 4 км, с появлением нового монокулярного прицела TZF 9b — 5 км. Боекомплект состоял из 92-94 снарядов. С 1945 этот показатель увеличен до 120 боеприпасов.
Пулеметы
«Тигры» имели два, реже три пулемета MG-34. На поздних моделях применялись его модификации — 34/40, 34/S, 34-41. Стрельба из курсового пулемета велась радистом, из спаренного — наводчиком. Дальность поражения — до 1200 м, общий боекомплект — 4500 патронов.
Дымовые гранатометы
В качестве гранатометов использовались противопехотные мортирки S-типа. помимо создания дымовых завес стреляли осколочными гранатами на высоту 5-7 метров. Взрыв на такой высоте поражал окружающую танк пехоту.
Броневая защита
Для защиты танка применялась хромомолибденовая катаная броня с поверхностным закаливанием. Ее толщина имела следующие показатели:
- верхняя лобовая плита корпуса — 100 мм, 8 градусов наклона;
- средняя лобовая — 63 мм, 10 градусов;
- нижняя лобовая — от 100 мм при 21 градусе наклона с переходом в 80 мм при скосе в 66 градусов;
- борта корпуса — 80 и 63 мм вверху и внизу при нулевом наклоне;
- задняя часть — 80 мм при наклоне в 8 градусов вверху и 48 внизу.
Днище корпуса имело толщину в 28 мм, крыша первоначально 26 мм, в 1944 оба показателя усилились до 40. Лобовая броня башни — 100 миллиметров, борта и корма 80, наклоны нулевые. Маска орудия варьировалась от 90 до 200 мм.
Модификации и машины на базе “Tiger”
![]() | Pz. 6 “Tiger” Ausf. H | Улучшенная версия серийной модели. Поставили более мощный движок и провели ряд мелких исправлений |
![]() | Pz.VI Ausf E(F) | Предназначался для войны в тропиках. Обладал “тигровым” камуфляжем и улучшенными фильтрами |
![]() | Sd.Kfz. 267/268 | Командирские варианты. Оснащались улучшенными радиостанциями FuG-7/8 |
![]() | Sturmpanzer VI | “Штурмтигр” – переделка линейной машины в осадное орудие. Снабжался неподвижной рубкой, в которую устанавливалось 380-мм орудие (Реактивный бомбомет). Переделке подвергались поврежденные в боях “Тигры” |
![]() | Бергетигр | Ремонтно-эвакуационная машина, на базе линейного “Тигра”. Создавались в полевых условиях |
Немецкий танк Т-6 «Тигр» – характеристики
Первые 250 «Тигров» получили 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL 210Р30 мощностью 650 л.с. Все последующие – Maybach HL 230Р45 мощностью 700 л.с. Для использования в Северной Африке на корме танков дополнительно монтировались воздушные фильтры.
Ёмкость четырёх бензобаков танка составляла 534 литра, а паспортный расход горючего –270 литров на 100 км пути (при движении по шоссе), 480 л – по бездорожью. В реальности этот танк «съедал» ещё больше бензина – по 5-6 л на каждый пройденный им километр.
Полуавтоматическая коробка Maybach обеспечивала 8 передних передач вперёд и 4 – назад. Чтобы их переключить, нужно было только перевести рычаг, и сервопривод без участия механика-водителя включал нужную передачу.
В составе ходовой части танка было 24 опорных катка, расположенные в 4 ряда на одну сторону, в шахматном порядке. Торсионной подвеской обеспечивалась отличная плавность хода, важная для хорошего прицеливания в движении.
Гусеницы применялись боевые – 725 мм шириной и транспортные – шириной 520 мм (их использовали при езде по дорогам с твёрдым покрытием и перевозке танков железнодорожным транспортом.
Габаритные размеры танка «Тигр» таковы: длина – 6,316 м; с пушкой – 8,45 м; ширина – 3,705 м; высота – 3 метра ровно. Скорость движения – до 38 км/час.
Немецкий танк «Тигр» – вооружение
Орудие этого танка – 88 мм KwK-З6 L/56 – стало специальным танковым вариантом зенитной пушки Flak-18/З6 от концерна Крупп. Ствол пушки оснастили 2-х камерным дульным тормозом и электрическим спуском. Длина ствола орудия составляла 493 см. Его полный боекомплект состоял из 92-х снарядов.
Тигр I
Также танк «Тигр» был вооружён двумя пулемётами MG34, установленными в корпусе и в башне. Их боекомплект состоял из 4800 патронов. Дымовые гранатомёты, которые устанавливали на башне сначала, впоследствии заменили на мортирки для гранат – средства защиты от пехотинцев неприятеля.
Вооружение танка был оснащено телескопическими прицелами с 2,5-кратным увеличением и полем зрения в 23 градуса. 1,8-кратный телескопический прицел имел и курсовой пулемёт MG34 KZF2. Всё это была превосходная оптика от «Карл Цейсс».
Немецкий танк «Королевский тигр»
В марте 1944 года в серийное производство была запущена новая модификация танка «Тигр» – Pz.Kpfw VI Tiger II «Königstiger». До конца войны германская промышленность успела выпустить около пятисот «Королевских тигров».
«Королевский тигр»
От Tiger I эта машина отличалась наклонной бронёй, обеспечивающей лучшую защиту. Минусами «Königstiger» были недостаточная мощность двигателя для такой высокой боевой массы, а также связанные с этим ненадёжность и невысокие ходовые качества.
Сколько весил немецкий танк «Тигр II»? 68 тонн.
Немецкий танк «Тигр» / «Тигр II» в современных музеях
До XXI века сохранилось совсем немного подлинных германских тяжёлых танков «Тигр». По одному Tiger I есть в музеях Великобритании, США, Германии; по два – во Франции и России.
«Королевский тигр» в музее Бовингтон, Англия
Два Tiger II имеется в музеях Великобритании, по одному – в Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции, России и США.
Сборка немецкого танка «Тигр» от «Звезды» становится для многих начинающих моделистов первым шагом в этом увлечении.
Первый бой и закат
Под конец лета 1942 года в Ленобласти выгрузился танковый батальон, в составе которого были и Тигры. Уже во время первых реальных испытаний появились проблемы: у двух боевых машин недолго прослужила трансмиссия, в третьем танке внезапно возгорелся моторный отсек из-за перегрева. Ремонтировали танки целый месяц, после чего их вновь отправили вместе со второй ударной армией Волховского фронта. Большая часть машин была задействована именно на Восточном фронте, где Гитлер планировал летнюю компанию 1943 года с участием новейших боевых машин. Наибольшее число Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 зафиксировали в ходе операции «Цитадель», которая развернулась 5 июня 1943 года. В ней приняли участие одновременно 45 экземпляров тяжелого танка. Согласно данным Германии, в ходе этой операции немецкая сторона потеряла всего три танка.
Можно сказать, что именно на Восточном фронте для Тигров были оптимальные условия для демонстрации своих сильных качеств. А вот проявить себя в полной мере на Западном фронте грозной боевой машине Гитлера не удалось. Во многом это связано с характером местности и союзнической авиацией, имевшее превосходство в воздушном пространстве. Это привело к тому, что на Восточном фронте в 1944 году Гитлер сосредоточил 317 экземпляров тяжелого танка, когда на Западном их было всего 84. Уже к 1945 году из произведенных в общей сложности 1354 Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 в строю находились только 322 машины. Наступал закат эпохи одного из самых коварных и опасных «хищников» на полях боя Второй мировой войны.
В чем заключалась мощь Тигра?
Часто «Тигр» называют лучшим тяжелым танком в истории. Он действительно способен навести страх на противника, ведь его преимущества превосходили имевшиеся отрицательные качества. Специалисты отмечают мощное вооружение Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, надежную бронезащиту, что в совокупности с опытом экипажа боевой машины представляло собой грозную силу. Командир танка Т-34 Николай Дубровин охарактеризовал встречу с «Тигром» следующими словами:
«Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всего одним своим видом. Мне приходилось встретиться с ним на расстоянии нескольких сотен метров. Мы встретились лоб в лоб, и дважды наш снаряд отскочил от его брони. Дальше выстрелил он – у нас двое погибших, а меня лишь чудом вышвырнуло из танка»
«Тигр» выигрывал на поле боя за счет своей феноменальной скорострельности: когда советские танкисты тратили вплоть до 20 секунд на подготовку к выстрелу, немцам требовалось всего 8-10 секунд для этой же работы. Это позволяло им скорректировать наводку и успеть сделать более точный второй выстрел. «Тигр» отличался и лучшей подвижностью: его способность быстрей выходить на выгодную боевую позицию давало ощутимое превосходство в танковой схватке. К тому же Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 мчался со скоростью 20-25 км/ч по пересеченной местности, когда, к примеру, ИС-2 передвигался со скоростью всего 15 км/ч. Но здесь важно подчеркнуть, что воспользоваться всеми превосходствами немецкой боевой машины на поле сражений мог разве что опытный экипаж. Когда тяжелым танком управлял экипаж без опыта, фактически всего его достоинства сводились на нет.
Одним из главных недостатком «Тигра» являлась высокая стоимость его производства. Чтобы произвести один экземпляр боевой машины, требовалось порядка 800 000 рейхсмарок, что в два раза дороже любого танка тех времён. Плюс практически абсолютная неремонтопригодность на поле боя, например, в случае повреждения снарядом трансмиссии, накладывала дополнительный отпечаток на финансовых затратах. Советские боевые машины обходились гораздо дешевле, поэтому тот же ИС-2 произвели в несколько раз больше.
«Тигр»: как воевал самый опасный танк Гитлера
Мнение о высоких боевых качествах гитлеровского танка «Тигр» и его моделей основывалось главным образом на его огневой мощи – долгое время в армиях стран антигитлеровской коалиции у его 88-миллиметровой пушки аналогов не имелось. Хотя, как показала практика боевых действий, абсолютно неуязвимыми и несокрушимыми «Тигры» не были.
Каковы были их преимущества
Гитлеровские «Тигры» обладали мощной броней со всех сторон (от 80 до 100 мм), советские «сорокапятки» ее не пробивали даже при стрельбе в упор. Наши танковые 76-миллиметровые пушки могли подбить «Тигр» только при попадании в боковую броню.
Огневая мощь 88-миллиметровой пушки «Тигров» была такова, что танк мог вести прицельный огонь с расстояния 2,2 тысячи метров и поражал любой бронеобъект. Только с появлением советского тяжелого танка «ИС-2», имевшего спрямленную бронеплиту, у танкистов РККА появилась возможность сражаться с гитлеровцами на равных.
В целом до 1943 года у «Тигров» в танковых армиях антигитлеровской коалиции конкурентов не было. Поэтому на фронтах Второй мировой (фашистские тяжелые танки участвовали в боях в СССР, Африке, Италии, других странах) нередко в танковых атаках у солдат противоборствующей стороны возникала так называемая «тигрофобия» – страх перед неуязвимостью наступающих «Тигров».
Военными историками подсчитано, что в целом гитлеровские «Тигры» на фронтах Второй мировой войны уничтожили порядка 10 тысяч танков противника, тогда как танковые подразделения Третьего рейха потеряли почти в 10 раз меньше единиц этой тяжелой боевой техники.
Первый блин комом
Гитлеровские «Тигры» в войне с СССР приняли первый бой на Восточном фронте в августе 1942 года. Вскоре три из четырех тяжелых танков сломались, их эвакуировали в тыл и отремонтировали только через месяц (этот процесс был достаточно трудоемким). При очередной атаке три из четырех «Тигров» были подбиты, а одного засосало в болоте. Немцы успели снять с него оборудование и срезать пушку. В январе 1943 года один из подбитых «Тигров» отбуксировали к себе в тыл для изучения танкисты РККА.
Почему их больше не производили после войны
Несмотря на отличную бронезащиту и убойную огневую мощь «Тигры», в том числе их усовершенствованная модель «Тигр II» («Королевский тигр»), выпущенные в 1944 году, имели ряд существенных недостатков. Они были очень «прожорливыми» – километр пути «съедал» 15 литров топлива. А в условиях распутицы или снежных заносов этилированного бензина требовалось гораздо больше.
Еще одной существенной проблемой был ремонт «Тигра». Механика тяжелого танка в условиях пересеченной местности постоянно выходила из строя. Грязь и лед забивали траки гусениц. А более серьезные повреждения при починке зачастую требовали применения спецтехники. К примеру, при замене коробки передач для поднятия 11-тонной башни «Тигра» был необходим кран. Гитлеровские тяжелые танки были громоздки и в условиях боя при малейшей поломке просто бросались или взрывались экипажами, потому что отсутствовала возможность их быстро отремонтировать. К тому же запчасти для «Тигров» стоили весьма дорого: каждый танк обходился в сумму около миллиона рейхсмарок — это была месячная зарплата 7 тысяч рабочих Германии того времени.
С помощью информации, полученной от пленных немцев, представители армий антигитлеровской коалиции сравнительно быстро выяснили слабые стороны гитлеровских «неуязвимых» тяжелых танков – при удачном минировании выводились из строя гусеницы «Тигров», уязвимы были смотровые щели и вентиляционные отверстия.
Производство «Тигров» оказалось весьма трудоемким и затратным. К тому же, как показала практика, данные танки крайне трудно ремонтировались в боевых условиях. Поэтому после капитуляции Германии вопрос о промышленном выпуске тяжелых танков на основе уцелевших образцов «Тигров» союзниками даже не рассматривался.
Какое советское орудие пробивало «Тигр»
Лобовая броня имела толщину 100 мм, борт и корма — 82 мм. Некоторые военные историки считают, что из-за «рубленых» форм корпуса с «Тигром» с успехом могла бороться наша ЗИС-3 калибра 76 мм, но здесь есть несколько тонкостей:
- Во-первых, в лоб поражение более-менее гарантировалось разве что с 500 метров, но некачественные бронебойные снаряды частенько не пробивали качественную броню первых «Тигров» даже в упор.
- Во-вторых, что еще важнее, на поле боя была широко распространена «полковушка» калибра 45 мм, которая в лоб Т-6 не брала в принципе. Даже при попадании в борт пробитие могло гарантироваться разве что метров с 50-ти, да и то не факт.
- Пушка Ф-34 танка Т-34-76 также не блистала, и даже использование подкалиберных «катушек» ситуацию исправляло слабо. Дело в том, что даже подкалиберный снаряд этого орудия надежно брал борт «Тигра» только с 400-500 метров. Да и то – при условии, что «катушка» была качественной, что бывало далеко не всегда.
Так как советское оружие пробивало немецкий танк «Тигр» далеко не всегда, танкистам был дан простой приказ: стрелять бронебойными только тогда, когда есть 100% вероятность попадания. Так можно было сократить расход дефицитного и очень дорогого карбида вольфрама. Так что советское орудие могло подбить Т-6 только при совпадении нескольких условий:
- Малой дистанции.
- Удачного ракурса.
- Качественного снаряда.
Почему сформировалась «тигробоязнь»?
Высокая эффективность использования этих танков во многом обусловлена прекрасной управляемостью и комфортными условиями работы экипажа. Вплоть до 1944 года на поле боя не было ни одного танка союзников, который бы мог вести бой с «Тигром» на равных. Много наших танкистов погибло, когда их машины немцы поражали с расстояния в 1,5-1,7 км. Случаев, когда Т-6 подбивали малым числом, очень редки.
Гибель немецкого аса Витмана – тому пример. Его танк, прорывавшийся через «Шерманов», был в конце концов добит с дистанций пистолетного выстрела. На один подбитый «Тигр» приходилось по 6-7 сгоревших Т-34, а у американцев статистика с их танками была еще печальнее. Конечно, «тридцать четверка» — машина совсем иного класса, но именно она в большинстве случаев противостояла Т-6. Это еще раз подтверждает героизм и самоотверженность наших танкистов.
Основные недостатки машины
Основным недостатком являлась высокая масса и ширина, делавшая невозможной транспортировку танка на обычных железнодорожных платформах без предварительной подготовки. Что касается сравнения угловатой брони «Тигра» и «Пантеры» с рациональными углами обзора, то на практике Т-6 все равно оказывался более грозным противником для советских и союзнических танков за счет более рационального бронирования. У Т-5 была очень хорошо защищена лобовая проекция, зато борта и корма оказались практически голыми.
Что куда хуже, мощности даже двух движков было мало для движения столь тяжелой машины по пересеченной местности. На болотистых почвах он просто вяз. Американцы даже разработали особую тактику борьбы против «Тигров»: они заставляли перекидывать немцев тяжелые батальоны с одного участка фронта на другой, в результате чего уже через пару недель половина Т-6 (как минимум) оказывались в ремонте.
Несмотря на все недостатки, немецкий танк «Тигр», фото которого есть в статье, был очень грозной боевой машиной. Быть может, с экономической точки зрения он обходился недешево, но сами танкисты, в том числе и наши, обкатывавшие трофейную технику, оценивали этого «кота» очень высоко.