Мотоцикл «Урал» – это не просто байк, это целая легенда, плотно вплетенная в историю нашей страны. Родом он из 1941 года, когда во время Второй мировой вой­ны потребовались надежные машины, способные преодолевать тяжелые условия. Тогда на Уральском автомобильном заводе (УАЗ) было принято решение использовать конструкцию немецкого BMW R71, адаптировав её под наши нужды.

С тех пор «Урал» с коляской стал символом надежности, стойкости и простоты в обслуживании. Он выдерживал лютые морозы, вязкую грязь и неукротимую российскую природу. И, несмотря на внешнюю грубоватость и «ретро»-стиль, «Урал» уверенно катился по улицам и лесам – и завоевывал сердца пилотов.

Легендарный «Урал»: что с ним стало и выпускают ли его сегодня?

Почему «Урал» пережил десятилетия

Первый секрет прост: конструкция «Урала» – очень живучая. Двухцилиндровый оппозитный двигатель, воздушное охлаждение – ничего лишнего, все на виду, чинится просто отверткой. Поменял свечу, подтянул гайку – и в путь!

Но главное – дух! Этот мотоцикл был окружен мифами: «на Урале можно в любое место доехать», «не пройдет – значит, не было дороги». Он стал героем народных легенд – ездили на нем в экспедиции, в дальние путешествия, по глуши, куда и пешком редко кто ходит.

Производство сегодня: что выпускают и как

Легендарный «Урал»: что с ним стало и выпускают ли его сегодня?

Спустя годы, наконец, накрылось обновление. В 2023-2025 годах под брендом «Урал» выпускают мотоциклы с тем же духом, но с современными доработками:

  • Новые двигатели объемом 750 см³, соответствующие стандартам Евро‑4/5
  • Усиленные рамы и колеса для комфортной езды на скользких дорогах
  • Современные тормоза (дисковые спереди и сзади) и улучшенные амортизаторы
  • Электронные системы – USB-порт, сигнализация, кикстартер и электростартер

Говоря коротко, он стал безопаснее, комфортнее и при этом не потерял родовой шарм.

Поддержка и сервис: есть ли запчасти?

Легендарный «Урал»: что с ним стало и выпускают ли его сегодня?

Для обладателей старых и новых «Уралов» нет проблем с запчастями. Завод Уральский мотоциклетный работает стабильно, поставляя оригинальные запчасти – ремкомплекты, цилиндры, поршни, коляски, электронику.

Кроме того, в России и странах СНГ есть частные мастерские и магазины, торгующие «неродными но работающими» деталями. Хочешь – поставишь карбюраторы от японского двигателя, хочешь – сделаешь подогрев ручек с AliExpress.

Алтернатива и тюнинг: что ставят вместо?

Легендарный «Урал»: что с ним стало и выпускают ли его сегодня?

У многих байкеров «Урал» не ассоциируется с старьем. Напротив, они делают из него стильную ретро-классическую машину или экстремальный «проходимец»:

  • Устанавливают более мощный двигатель, вплоть до турбонаддува.
  • Меняют передние вилки на супермодерн, тестируя новые амортизаторы.
  • Перетягивают сиденья, добавляют кожухи, кофры и УФ-LED освещение.
  • Колдуют над выхлопом – ставят двойной глушитель или «прямоток».

Это позволяет сохранить образ, но добавить харизмы, прокачки, мощности — и превратить стареющий «Урал» в уникальный красивый проект.

Стоит ли сейчас покупать «Урал»?

Легендарный «Урал»: что с ним стало и выпускают ли его сегодня?

Ответ зависит от твоих целей. Вот как выглядит расклад:

  1. Хочешь просто ездить по городу и за городом — бери новый «Урал» с электростартером, дисковыми тормозами и «юзабильностью» современного мотоцикла.
  2. Хочешь кайф от ретро-стиля и духа советской эпохи — купи старенький 1990-х, перебери двигатель, хромни детали, и ты человек с историей.
  3. Хочешь превратить байк в проект с мощным тюнингом — покупай раму, двигатель или базу, начинай сборку под себя.

Почему «Урал» не просто мотоцикл для рынка

Его сравнивают с американским Harley, но на деле он оказался ближе к русской душе: суровой, честной, легко ремонтируемой, приспособленной к бездорожью и холодному климату. А его коляска – это отдельная тема. Это как иметь мобильный спальник, полноправный пассажирский отсек или даже способ перевозить собаку/ребенка/ящик инструмента.

И пусть он не разгоняется до диковинных 200 км/ч – он едет там, где другие не доедут вовсе.

Что говорят владельцы «Уралов»

Легендарный «Урал»: что с ним стало и выпускают ли его сегодня?

Я опросил форумчан и встречал такие фразы:

  • «Урал – это хобби, не транспорт».
  • «Когда днем едешь по трассе – кайф, а затем разводишься с городом».
  • «Ездил в автопутешествие 3000 км по Монголии – без геморроя».
  • «Поменял карб, поставил фильтр – мотор не греется, даже по жаре».

Это не просто байк – это иногда образ жизни. Это осознанный выбор: не скорость, а путь; не ремесло, а дух.

Проблемы и недостатки

Легендарный «Урал»: что с ним стало и выпускают ли его сегодня?

Конечно, без ложки дегтя не обойтись:

  • Вес – около 320+ кг, так что асфальт и городская резвость не про «Урал».
  • Вибрация – в старых версиях ее много, хотя в новых улучшили баланс.
  • Электрика – слабенькая, чувствительная к влажности, требует доработок.
  • Скорость – без настроек не быстрее 120 км/ч, так что дальнобоям придется тормозить.

Но каждый из этих минусов легко превращается в плюс, если принять «Урал» как он есть – суровый, честный, надежный, но не спортивный.

Где купить и сколько стоит

Легендарный «Урал»: что с ним стало и выпускают ли его сегодня?

Советую искать официальных дилеров или проверенные частные объявления. Новые мотоциклы можно найти от 600–900 т. р. (в зависимости от комплектации), старые — от 150–300 т. р. за модель 2000‑х годов.

Важно проверить:

  • Рама без трещин, сварных швов
  • Цилиндры и поршни до износа и пересмотра
  • Тормоза, электроника, розетки
  • Документы и миграции

Что дальше ждет «Урал»?

Судя по текущему вектору, марка продолжит свой путь:

  • Улучшение экологических норм (Евро‑5/6)
  • Электроника – ABS, возможность подключения гаджетов
  • Доступность запчастей
  • Заимствование идей из классических винтажей и современных Adventure-байков

А пока «Урал» остается символом свободы: свободы духа, свободы выезда из асфальта и свободы сборки своего пути.

Итог простой: «Урал» жив, выпускается и востребован. Он по-прежнему ломает стереотипы о «советском хламе». Это не просто мотоцикл – это история, стиль жизни, голос другого ветра, другого времени. И пока есть люди, кто выбирает не скорость, а путь – Урал будет жить.