5 самых таинственных американских самолетов-разведчиков

9 октября 1999 года стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США SR-71 совершил свой последний полет. Эта машина может по праву считаться выдающимся достижением американских конструкторов. Но в начале своего проектирования и эксплуатации «Черный дрозд» был окутан покровом тайны.

Lockheed SR-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально был назван Blackbird («Черный дрозд»). Особенностями данного самолета были высокая скорость и высота полета, благодаря которым основным маневром уклонения от ракет было ускорение и набор высоты. Самолет эксплуатировался с 1964 по 1998 годы. Из 32 построенных самолетов 12 было потеряно в результате несчастных случаев; боевых потерь не было.

Уникальность этого самолета заключалась в том, что он мог летать на скоростях, превышающих скорость звука более чем в 3 раза. Но на таких режимах полета корпус нагревался до 400ºС, что представляло для конструкторов большую проблему. Для ее решения значительная часть планера была изготовлена из титановых сплавов. Самолет был изготовлен с использованием ранних стелс-технологий. Также он был способен взлетать на высоту почти в 26 км.

Во время холодной войны SR-71 выполнял разведывательные полеты над территорией СССР (на Кольском полуострове) и Кубы. А также, в период базирования некоторых SR-71 на Японских островах, регулярно нарушал советское воздушное пространство, в отдельные сутки совершая до 8–12 подходов к воздушным границам страны. Естественно, для советских военных было делом престижа сбить этот неуловимый и мистический самолет. Однако за всю историю существования SR-71 эту таинственную машину подбить так и не удалось.

SmartNews составил список из самых таинственных американских разведывательных самолетов.

GRUMMAN OV-1 MOHAWK

Грумман OV-1 «Мохаук» — это турбовинтовой разведывательный и ударный самолет, совершивший первый полет 14 апреля 1959 года. За историю его использования всего было построено 380 машин. Состоял на вооружении армии США до 1990-х годов.

В конце 1954 года армия США обратилась к ведущим авиационным концернам с «запросом предложений» по поводу создания нового самолета инструментальной разведки. Победителем в конкурсе довольно неожиданно стал проект G-134 фирмы «Грумман», специализировавшейся на палубных самолетах и никогда ранее не занимавшейся армейскими разведчиками.

Первый боевой опыт самолет получил во время войны во Вьетнаме. Несмотря на свои не слишком выдающиеся характеристики, OV-1 успешно «вскрывал» цели противника. В первое время самолет считался секретным и наводил ужас на своих врагов, поскольку вслед за ним всегда прилетали бомбардировщики и уничтожали найденные цели.

LOCKHEED U-2

«Локхид У-2» — это высотный самолет-разведчик. Свой первый полет совершил 1 августа 1955 года. Всего было построено около 86 экземпляров. В свое время эта машина доставила массу неприятностей противовоздушной обороне СССР. Предназначенный для работы на высотах свыше 20 км, где обнаружение и перехват были маловероятны, самолет U-2 был оснащен большим количеством устройств для сбора данных.

Разведывательные полеты над странами Восточной Европы начались 20 июня, а первый полет над СССР был осуществлен 4 июля 1956 года. То, что разведчик U-2 можно обнаружить и поразить, было продемонстрировано 1 мая 1960 года, когда во время очередного полета над Советским Союзом этот самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух». Это был последний полет U-2 над СССР.

Всего над территорией СССР c 1956-го по 1960-е годы было выполнено 24 разведывательных полета самолетов U-2, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Истинное местоположение советского ракетного полигона № 5 (нынешний космодром Байконур) стало известным американской разведке 5 августа 1957 года в результате очередного полета над территорией СССР U-2.

MQ-1 PREDATOR

Основываясь на своем богатом опыте строительства и эксплуатации разведчиков, американское командование решило в дальнейшем использовать беспилотную авиацию для этих целей. Первым серийным самолетом стал MQ-1 Predator («Хищник»), способный подниматься на высоту в 8 км.

Помимо отсутствия пилота в кабине, «Хищник» мог нести на борту две управляемые противотанковые ракеты. Это существенно расширило границы применения беспилотного летательного аппарата (БПЛА), поскольку он мог сразу находить цели и уничтожать их.

3 марта 2011 года ВВС США получили последний из заказанных MQ-1 Predator. «Хищники» больше не будут поступать на вооружение. По состоянию на 2011 год было построено 360 БПЛА (285 RQ-1 и 75 MQ-1). Стоимость каждого такого аппарата составляет 4,03 млн долларов.

RQ-4 GLOBAL HAWK

RQ-4 — это стратегический разведывательный БПЛА, который может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18 км. Этот беспилотник был призван заменить высотные разведчики U-2, поскольку мог выполнять аналогичные задачи без присутствия пилота в кабине самолета. Впервые Global Hawk поднялся в воздух 28 февраля 1998 года с авиабазы ВВС США Edwards. В первом полете была достигнута высота 9750 м при скорости 280 км/ч.

БПЛА используется как платформа для различного разведывательного оборудования. На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн, могут работать одновременно.

Его радар предназначен для работы в любых погодных условиях. В обычном режиме обеспечивает получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138 тыс. кв. км на расстоянии 200 км. В точечном режиме съемки области размером 2 х 2 км за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м.

MQ-9 REAPER

MQ-9 «Жнец» — это разведывательно-ударный БПЛА, который совершил свой первый полет 2 февраля 2001 года. Он был создан на основе MQ-1 Predator. MQ-9 оснащен турбовинтовым двигателем, позволяющим развивать скорость более 400 км/ч. Практический потолок составляет 13 тыс. м. Максимальная продолжительность полета MQ-9 составляет 24 часа. Другими словам «Жнец» вобрал в себе все лучшие характеристики предыдущих моделей.

Первый MQ-9 был поставлен ВВС США в марте 2007 года, а уже в октябре аппараты данного типа выполняли боевые задания в Афганистане. Так, в ноябре 2007 года Пентагон сообщил об уничтожении управляемыми авиабомбами, сброшенными с борта «Жнеца», группы талибов.

К марту 2009 года в ВВС США находилось 195 БПЛА типа Predator и 28 — типа Reaper. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед обычными самолетами — меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полета, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.