В мире танков есть свои звёзды. Некоторые появляются громко и ярко, другие становятся культовыми спустя десятилетия. Т-90 — это тот случай, когда инженерная мысль, суровый военный опыт и политические реалии 90-х сошлись в одной точке, породив машину, которая по праву стала визитной карточкой российской бронетехники.
Но прежде чем мы разберем эту машину по винтикам (буквально и образно), давай немного погрузимся в контекст её появления. Ведь Т-90 родился не просто так — он стал ответом на целый ворох проблем, угроз и вызовов, которые стояли перед армией в конце прошлого века.

Т-90С
Содержание
Откуда вырос Т-90? Истоки и история создания
90-е годы в России были мягко говоря… непростыми. В армии остался огромный парк танков советской эпохи: Т-64, Т-72, Т-80. Казалось бы — бери и модернизируй. Но не всё было так просто.
С Т-80 возникли проблемы — турбинный двигатель оказался слишком прожорливым и сложным в обслуживании. Т-72 был более надёжен и дешев, но устаревал морально. Т-64 уже считался морально списанным для передовой армии.
На этом фоне в 1989 году Уральское КБ транспортного машиностроения (Уралвагонзавод) под руководством Владимира Поткина начинает разработку нового проекта. Впрочем, «нового» — громко сказано. По сути, инженеры взяли проверенную платформу Т-72Б и начали её доводить до уровня 90-х годов.
В 1992 году на вооружение Российской армии официально принимается Т-90 (Объект 188). В народе его иногда ласково называли «компиляцией всего лучшего из СССР». И в какой-то степени это действительно так.
Почему выбрали Т-90, а не что-то кардинально новое?
Причин было несколько:
- Ограниченные финансовые возможности государства в 90-е.
- Отработанная и дешёвая в производстве база Т-72.
- Высокая надёжность платформы.
- Быстрая адаптация к новым требованиям боевых действий.
Таким образом, Т-90 стал компромиссом между инновациями и реалиями.
Внешность танка: узнаваемый силуэт с характером
Глядя на Т-90, сложно не заметить его узнаваемый силуэт: приплюснутая башня, низкий профиль, характерная «юбка» экранов по бокам.
Но его главное отличие — «глаза на лбу». Именно так в народе прозвали оптико-электронный комплекс активной защиты «Штора-1», установленный по бокам пушки. Они защищают машину от ПТУРов с лазерным наведением.
Основные внешние особенности:
- Динамическая защита «Контакт-5» (а на новых модификациях — «Реликт»).
- Комплекс активной защиты «Штора-1».
- Низкий силуэт — сложнее обнаружить и поразить.
- Плавная обтекаемая форма башни.
Технические характеристики: давай разберем «начинку»
Параметр | Значение |
---|---|
Масса | 46,5 тонн |
Экипаж | 3 человека |
Основное вооружение | 125 мм гладкоствольная пушка 2А46М |
Боекомплект | 42 снаряда |
Дополнительное вооружение | Пулемёт 7,62 мм и 12,7 мм ЗУ |
Двигатель | Дизель В-92С2 (1000 л.с.) |
Максимальная скорость | до 65 км/ч |
Запас хода | 550 км |
Броня и защита
Если коротко — это не просто сталь. В Т-90 реализована многослойная комбинированная броня, усиленная динамической защитой. Защита работает и против кинетических БОПС, и против кумулятивных зарядов.
Плюс к этому — активная система «Штора» и система ППО (подавления оптики врага), которая сбивает лазерный прицел противника.
Эволюция Т-90: версия за версией
За годы существования Т-90 прошёл целую цепочку модернизаций. Давай коротко разберём основные вехи:
Т-90 (1992)
Базовая модель. По сути — глубоко модернизированный Т-72Б с улучшенной электроникой и системой защиты.
Т-90А (1999)

Т-90А
- Новая литая башня вместо сварной.
- Улучшенная броня.
- Двигатель 1000 л.с.
- Улучшенная система управления огнём «Эсса».
Т-90С
Экспортная версия, которая поставлялась за рубеж (например, в Индию). Именно Индия стала крупнейшим покупателем — более 1000 машин.
Т-90МС (2011)

Т-90МС
- Глубокая модернизация.
- Новая башня, динамическая защита «Реликт».
- Современные цифровые приборы, панорамный прицел.
- Двигатель 1130 л.с.
- Модульная броня.
- Спутниковая навигация и передача данных.
Боевое применение: Т-90 в горячих точках
Машина не только разрабатывалась под угрозу гипотетических войн — она действительно участвовала в боевых действиях. И вот здесь начинается самая интересная часть истории.
Чечня
Вторая чеченская кампания стала первым серьёзным полигоном. Т-90 успешно выдержал попадания из РПГ-7, продемонстрировав живучесть динамической защиты «Контакт-5».
Сирия
В сирийской кампании Т-90 стал настоящей звездой. Видео с попаданиями американских ПТУР «TOW» и последующей работоспособностью танка разлетелись по всему миру. Выдерживать такие попадания — показатель серьёзного уровня защиты.
Украина
Конфликт 2022-2023 годов стал масштабной проверкой Т-90 на современных полях сражений. Танки показали высокую живучесть, но и уязвимость перед современными БПЛА и высокоточными западными ПТУР. После этого стартовала работа над дальнейшим усилением активной защиты.
Сравнение с западными аналогами
Параметр | Т-90МС | Leopard 2A7+ | Abrams M1A2 SEP v3 |
---|---|---|---|
Масса | 48 тонн | 63 тонны | 66 тонн |
Двигатель | 1130 л.с. | 1500 л.с. | 1500 л.с. |
Скорость | 65 км/ч | 68 км/ч | 67 км/ч |
Экипаж | 3 | 4 | 4 |
Автомат заряжания | Есть | Нет | Нет |
Цена | до $4 млн | $8-10 млн | до $12 млн |
Как видно, Т-90 легче, дешевле и проще в обслуживании. Да, его броня немного уступает западным «монстрам», но за счёт меньшей массы он более мобилен и экономичен.
Почему Т-90 так любят за рубежом?
Сегодня Т-90 активно закупают:
- Индия
- Алжир
- Вьетнам
- Ирак
- Азербайджан
Покупают его не просто так. Главные плюсы:
- Дешевле западных аналогов в разы.
- Простота в обслуживании и ремонте.
- Отличная проходимость.
- Высокая живучесть на реальном поле боя.
- Большая экспортная линейка с возможностью локализации производства (как в Индии).
Недостатки и слабые места
Давай будем честны — идеальных танков не существует. У Т-90 тоже есть свои минусы:
- Боекомплект в автомате заряжания находится внутри корпуса — при детонации возможна полная гибель экипажа.
- Уязвимость к современным дронам-камикадзе и высокоточному оружию (характерная проблема всех танков, впрочем).
- Ограниченный кругозор командира в ранних модификациях (без панорамных прицелов).
- Сложности модернизации ранних версий до уровня Т-90МС.
Будущее Т-90: конец эпохи или новое дыхание?
Многие считают, что Т-90 — последний представитель классических танков старой школы. На горизонте маячит уже «Армата» — новейшая платформа Т-14. Но массовость, простота и надежность делают Т-90 актуальным ещё как минимум на 10-15 лет.
Тем более, что Уралвагонзавод постоянно обновляет машину, добавляя элементы активной защиты, новые прицелы, модули связи и даже интеграцию БПЛА в тактическую схему.
Вполне вероятно, что Т-90 станет таким же долгожителем, как Т-72, который в модифицированных вариантах до сих пор активно воюет почти на всех континентах.
Броня крепка, и танки наши быстры
Итак, подведем итог:
- Т-90 — продукт компромисса, здравого смысла и инженерной школы СССР и России.
- Он не пытается быть супертанком, но блестяще выполняет свою задачу.
- Благодаря простоте и надёжности — стал самым массовым танком России XXI века.
- Боевой опыт показал, что модернизация возможна и необходима.
- Т-90 продолжает удивлять мир даже спустя три десятилетия после своего рождения.
Возможно, пока весь мир спорит о танках будущего, этот старый добрый «рабочий лошадь» ещё не раз удивит и спасёт своих экипажей.