Рослые воины с пышными усами, покрытые татуировками были грозой Рима, в начале его восхождения. Их своеобразная цивилизация резко отличалась от привычной нам Античности, но и не походила на варварские миры германцев. И пусть кельты растворились в нынешних европейцах, их культура и кровь живет в населении Франции, Англии, Испании, Германии, Чехии…

Скрытные люди

В научной среде есть предположение, что название «кельты» имеет прямое отношение к такому понятию, как «скрытные люди». Соблюдая вековые традиции, жреческая каста кельтских племен (друиды) из поколения в поколение передавала свои засекреченные знания только устно. Для того чтобы сохранить учение от чужаков и непосвященных, друидам категорически запрещалось оставлять письменные свидетельства. Это объясняет тот факт, что по сей день не обнаружилось ни одного их документа.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

В историческом контексте термин «кельты» не имеет значение единой нации, но подразумевает множество племен, которые обладали общими культурными особенностями и говорили на кельтских языках. По показаниям античного географа Страбона, около 60 галльских племен были начертаны в Лугдунском святилище, посвященном правителю Цезарю Августу. По своему составу они были разные: одни малочисленные, другие, наоборот, очень сильные и непрестанно отстаивали свое право на первенство во всей Галлии. К таким относятся арверны, сеноны, эдуи и саллювии, которые были разбиты римлянами в 124 году до н. э., выступая против Массилии.

В период кельтской экспансии отдельные части некоторых племен при проникновении в европейские государства подвергли свой состав значительным изменениям. Материалы археологии из Карпатской котловины и Моравии, где жили кельты во II веке до н. э., дают основание считать, что они уже тогда находились в достаточно близкой связи с коренным населением, а какие-то их группы и вовсе растворились в новой среде, смешиваясь с местными жителями. Но встречались и те, кому удавалось сберечь чистоту крови (лингоны, бойи), что послужило причиной их малочисленности.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Глазами античного мира

Греки величали этот древний народ кельтами, у римлян они именовались галлами, но имелось ли у них свое собственное имя, истории неизвестно. Наличие этих северных соседей сыграло в жизни античной цивилизации очень большую роль, согласно оставленным заметкам греческих и римских авторов. По их описаниям, кельты имели громадные тела со светлой или красноватой кожей, белокурые или рыжие волосы, а на упрямом выражении лица был дикий пронизывающий взгляд. Они являлись обладателями достаточно грубого голоса, который даже при дружелюбном настрое звучал весьма угрожающе. В дополнении ко всему античные авторы подмечают, что у кельтов наблюдается чрезмерная тщеславность и отсутствие скромности. Для них характерно высокомерие, но в случае какого-либо отдельного успеха самомнение варвара становилось совсем невыносимым.

Римляне представляли племена кельтов совершенными берсеркерами, которые имели довольно специфичные представления о военном обмундировании и вооружении. Историк Полибий из Древней Греции повествует о том, что специальные кельтские отряды – копьеносцы (гезаты) кидались в сражение, будучи совсем нагими. По их верованиям соблюдение этой древней традиции позволяло призвать на защиту божественные силы. К тому же для врагов такой эффектный выход обеспечивал демонстрацию воинского героизма, который у кельтов всегда стоял на первом месте.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Исконные земли

Археологи и историки по крупицам отыскивали информацию, пытаясь ответить на вопросы: кто такие кельты и где жил прежде этот загадочный народ? Нынешние лингвистические данные помогают несколько приоткрыть завесу прошлого и опровергнуть раннее сформированное мнение, что прародиной кельтов была Галлия, и из нее они начали свои выступления в другие государства Европы. Исследователи утверждают, что если Галлия является тем самым изначальным местом, где жили кельты, тогда во французской топонимике должно было остаться значительно больше кельтских названий. Причем речь идет не только о местах поселений, но и о природных объектах. Однако там их названия отмечены только у крепостей и населенных пунктов, а все остальные географические наименования, по всей видимости, имеют отношение к народам, жившим здесь до них.

Таким образом, отталкиваясь от данных лингвистики и археологических свидетельств, ученые приходят к выводу, что исконные земли кельтов были на территориях юга и запада Германии, между Дунаем и Рейном. Именно в этих районах многие географические объекты носят кельтские названия (реки, горы, селения), что дает все основания считать: топонимика имеет местный характер. Следовательно, наступление кельтской цивилизации происходило из Германии в Галлию, а не иначе, как предполагалось ранее.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Источники кельтской религии

О кельтском язычестве известно сравнительно мало, потому что свидетельства его фрагментарны, в основном из-за того, что кельты, которые его практиковали, ничего не писали о своей религии. Следовательно, все, что нужно для изучения их религии, — это литература из ранний христианин период, комментарии классических греческих и римских ученых и археологические свидетельства.

Археолог Барри Канлифф резюмировал источники кельтской религии как «плодородный хаос», позаимствовав термин у ирландского ученого Проинсиаса Маккана. Канлифф далее отметил, что «существует больше разнообразных свидетельств о кельтской религии, чем о любом другом примере кельтской жизни. Единственная проблема состоит в том, чтобы собрать их в систематизированную форму, которая не слишком упрощает сложную структуру ее деталей. »

Археологические источники

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

В Культовый фургон Strettweg, c. 600 г. до н. Э.

Археологические свидетельства не содержат предвзятости, присущей литературным источникам. Тем не менее, интерпретация этих свидетельств может быть окрашена мышлением 21 века. [7] Различные археологические открытия помогли понять религию кельтов.

Самый выживающий Кельтское искусство не образно; некоторые историки искусства предположили, что сложные и неотразимые декоративные мотивы, характерные для некоторых периодов, имеют религиозное значение, но понимание того, что это могло быть, похоже, безвозвратно потеряно. Выживший образный монументальная скульптура происходит почти полностью из романо-кельтского контекста и в целом следует провинциальным римским стилям, хотя фигуры, которые, вероятно, являются божествами, часто носят торс, и там могут быть надписи латинскими буквами с латинскими кельтскими именами. В Колонна лодочников из Парижа, с множеством фигур божеств, является наиболее полным примером, датируемым посвящением Император Тиберий (г. с 14 г. н.э.).

Монументальные каменные изваяния до завоевания римлянами гораздо реже, и далеко не ясно, изображены ли божества. Наиболее значимыми являются Воин Хиршландена и «Глауберг Князь »(соответственно VI и V века до н.э., из Германии), Mšecké ehrovice Head (вероятно, II век до н. э., Чешская Республика) и святилища на южной французской оппиде Roquepertuse и Entremont. Есть также ряд Кельтиберийский стоящие фигуры «воинов» и несколько других каменных голов из разных мест. В целом, даже ранняя монументальная скульптура встречается в областях с более высоким уровнем контакта с классическим миром через торговлю.  Возможно, более распространенной была деревянная монументальная скульптура. Маленькие головы более распространены, в основном сохранившиеся в качестве украшения в металлических изделиях, а также есть животные и птицы, которые могут иметь религиозное значение. как на Basse Yutz Flagons.  В Культовый фургон Strettweg вероятно связано с возлияния или жертвоприношения, и пары металлических «ложек», вероятно, использовались для гадание были найдены.

Кельтская чеканка, с конца IV века до нашей эры до завоевания, явно копирует греческие и римские образцы, иногда очень близко, но головы и лошади, которые являются наиболее популярными мотивами, могут иметь местное религиозное значение.  Есть также монеты римских провинций в кельтских землях Галлия, Raetia , Норикум , и Британия.

Большинство сохранившихся памятников и сопровождающих их надписей относятся к римскому периоду и в значительной степени отражают синкретизм между кельтскими и римскими богами; даже там, где фигуры и мотивы, кажется, происходят из доримской традиции, их трудно интерпретировать в отсутствие сохранившейся литературы по мифологии.[нужна цитата] Ярким примером этого является рогатый бог, которого называли Cernunnos; Было найдено несколько его изображений и надписей, но очень мало известно о мифах, которые были связаны с ним или о том, как ему поклонялись.

Ирландские и валлийские рекорды

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Одна из пары британских «гадательных ложек»

Литературные доказательства кельтской религии также происходят из источников, написанных в Ирландия и Уэльс В средние века — период, когда традиционные кельтские религиозные обычаи вымерли и были заменены христианством. Свидетельства из Ирландии были признаны лучше, чем свидетельства из Уэльса, поскольку рассматриваются как «более старые и менее загрязненные посторонними материалами».  Эти источники, представленные в форме эпических поэм и сказок, были написаны через несколько столетий после того, как христианство стало доминирующей религией в этих регионах, и были записаны христианскими монахами, «которые, возможно, не просто враждебно относились к более раннему язычеству, но фактически не ведая об этом «.  Вместо того, чтобы относиться к персонажам как к божествам, им отводятся роли исторических героев, которые иногда сверхъестественное или сверхчеловеческие силы, например, в ирландских источниках боги утверждаются как древнее племя людей, известное как Туата Де Дананн.

Хотя можно выделить конкретные тексты, которые, как можно убедительно доказывают, заключают в себе подлинные отголоски или резонансы дохристианского прошлого, мнения относительно того, содержат ли эти тексты существенный материал, полученный устная традиция как сохранено барды или были ли они творением средневековых монашеская традиция.

Греческие и римские записи

Различные греческие и римские писатели древний мир комментировал кельтов и их верования. Барри Канлифф заявил, что «греческие и римские тексты содержат ряд относящихся к делу наблюдений, но они в лучшем случае анекдотичны, предложены в основном в качестве красочного фона писателями, основным намерением которых было передать другие сообщения».  Римский полководец Юлий Цезарь, возглавляя завоевательные армии Римской республики против кельтской Галлии, дал различные описания жителей, хотя некоторые из его утверждений, например, что друиды практиковали человеческие жертвоприношения, сжигая людей в плетеные мужчины, попали под пристальное внимание современных ученых.[нужна цитата]

Однако ключевая проблема с использованием этих источников заключается в том, что они часто были настроены против кельтов, которых классические народы считали «варварами».  В случае с римлянами, которые завоевали несколько кельтских владений, они, вероятно, были склонны к тому, чтобы кельты выглядели нецивилизованными, что давало «цивилизованным» римлянам больше причин для их завоевания.

Божества

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Французская романо-кельтская фигура, вероятно, божество, а возможно Бриджид Основные статьи: Кельтские божества и Кельтский анимизм

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Изображение «рогатая» (фактически рогатая) фигура на Котел Gundestrup, интерпретируемый многими археологами как родственник богу Cernunnos.

Кельтская религия была политеистический, веря во многих божеств, как богов, так и богинь, некоторые из которых почитались только на небольшой территории, а поклонение другим имело более широкое географическое распространение. Имена более двухсот этих божеств дошли до нас сегодня, хотя вполне вероятно, что многие из этих имен были разными титулами или эпитетами, используемыми для одного и того же божества.

Общие кельтские теонимы

Некоторые кельтские теонимы могут быть установлены как панкельтские (происходящие от Общий кельтский период), сравнивая континентальные и островные кельтские свидетельства. Примером этого является галльский Лугус, чье имя родственно ирландскому Луг и валлийский LleuДругой пример — галльский. Бригантия, родственные ирландскому Бриджид. Этот последний теоним можно даже реконструировать как Протоиндоевропейский эпитет богиня рассвета, так как * bʰr̥ǵʰntī «тот, что на высоте».

Античность

В некоторых греческих и римских источниках упоминаются различные божества, которым поклонялись в Галлия; например Лукан отметил имена Тевтаты, Таранис и Esus,  несмотря на то что Юлий Цезарь вместо этого объединил кельтских галльских божеств с божествами Римская религия, и не упоминали их исконных галльских имен. Он заявил, что самым почитаемым богом в Галлии был Меркурий, римский бог торговли, но они также поклонялись Аполлон, Минерва, Марс и Юпитер.

По другим классический источников, кельты поклонялись силам природы и не видели божеств в антропоморфный термины,  как другие «язычникТак поступали такие народы, как греки, римляне и египтяне. Верно это или нет, но по мере роста влияния классических народов на кельтские культуры это поощряло изображение божеств в человеческих формах, и они, похоже, уходили из более от веры, основанной на анимистике, до более романизированного политеистического взгляда.

Некоторые из этих божеств, в том числе Лугус и Матроны, мы тройные божества.

Островная мифология

В ирландских и валлийских источниках средневековья упоминались различные человеческие мифологические фигуры, которые, по мнению многих ученых, основаны на более ранних богах. Историк Рональд Хаттон однако предостерегал против автоматической характеристики всех ирландских и валлийских мифологических персонажей как бывших божеств, отметив, что, хотя некоторые персонажи, «кажущиеся людьми, такие как Медб или же St Brigit, вероятно, когда-то действительно считались божественными … воины, которые являются главными героями историй, имеют тот же статус, что и в греческих мифах, стоя между человеческим и божественным порядком. Для рассмотрения таких персонажей, как Cú Chulainn, Фергус Мак Ройх или же Коналл Чернах поскольку бывшие боги превратились в людей более поздним рассказчиком, значит неправильно понять их литературную и религиозную функцию … Ку Чулин не более бывший бог, чем Супермен ».

Изучая эти ирландские мифы, Барри Канлифф заявил, что, по его мнению, они отображают «дуализм между мужским племенным богом и женским божеством земли».  в то время как Энн Росс чувствовала, что они продемонстрировали, что боги были «в целом интеллектуальными, глубоко сведущими в местных знаниях, поэтами и пророками, рассказчиками и мастерами, магами, целителями, воинами … короче говоря, облаченными во все качества, которыми восхищались. и желанный самими кельтскими народами «.

Островные кельты поклялись клятвами своих племенных богов, земли, моря и неба; например, «Я клянусь богами, которыми клянутся мои люди» и «Если я нарушу свою клятву, пусть земля откроется, чтобы поглотить меня, море поднимется, чтобы утопить меня, и небо упадет на меня», пример кельтского Тройная смерть.

Анимистические аспекты

Некоторые ученые, такие как Пруденс Джонс и Найджел Пенник,  предположили, что кельты почитали одни деревья и другие, такие как Миранда Олдхаус-Грин, что кельты были анимисты, полагая, что все аспекты Натуральный мир содержали духов, и это общение было возможно с этими духами.

В таких местах, как скалы, ручьи, горы и деревья, возможно, были святилища или подношения, посвященные живущим там божествам. Это должны были быть местные божества, известные и почитаемые жителями, живущими рядом с самой святыней, а не панкельтские, как некоторые из политеистических богов. Важность деревьев в кельтской религии может быть продемонстрирована тем фактом, что само название Eburonian племя содержит ссылку на тис, и это имена вроде Mac Cuilinn (сын Холли) и Мак Ибар (сын тиса) появляется в ирландских мифах[сомнительный – обсуждать ]. В Ирландии мудрость олицетворяла лосось, питающийся фундуком с деревьев, окружающих колодец мудрости (Тобар Сегайс).

Рассеянное варварское общество

Говоря о древних кельтах, стоит сразу отметить, что у них не существовало той цивилизации, которую однажды можно было бы обнаружить и проследить, как цивилизацию тех же шумеров или Древнего Вавилона. Скорее речь идет о рассеянном варварском обществе, которое на пике своего могущества раскинуло империю от Британских островов до территории Турции, а в финале было сокращено до латинских и германских племен.

Первые заметки о том, кто такие кельты и где они обитали, датируются VI веком до н.э., к началу их массовой эмиграции. Предположительно с этого времени они начали движение и расселились на территориях Испании и Португалии. По прошествии нескольких веков племена кельтов обосновались уже в Британии, северной Италии, Греции и на Балканах. Надо отметить, что такое широкое распространение не сопровождалось формированием какой-либо государственности, что было присуще Греции или Риму. В I столетии до н. э. в противостоянии с Римом и германскими племенами кельты были выдворены с континента, и земли их пребывания ограничивались теперь только Ирландией, Англией и Уэльсом. Приход римлян в 43 году на остров Британия значительно сократил территорию изгнанников, а появившиеся в V веке англосаксы отбросили их вообще на окраины острова.

Сохранившиеся источники позволяют сделать вывод, что кельтская цивилизация являлась не столько материальной, сколько духовной и базировалась в первую очередь на развитой культуре, объединявшей племена на пространных территориях. Но что интересно, в отличие от многих более развитых древних цивилизаций их культура выжила. Языки, традиции и религия кельтов дошли до настоящего времени и укоренились в некоторых районах Британских островов, кое-где в Шотландии, Уэльсе, Ирландии и Бретани.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Семья и род

Неизменную основу кельтского общества составляли семья и род. По свидетельствам древних, глава семейства имел неограниченную власть над всеми домочадцами, включая право жизни и смерти. Если скоропостижная кончина кого-либо из мужчин была сомнительной и порождала вопросы, то в первую очередь его жена подвергалась допросам и суду, но это вовсе не значило, что женщина не имела уважение (особенно в высших кругах). В то же время в Ирландии и Галлии кельт мог иметь сразу несколько жен, среди которых одна была главной, а остальные находились на второстепенном положении, доходя до рабской позиции. К концу латенского периода (V-I вв. до н. э.) обществом было востребовано единобрачие, хотя многоженство местами еще держалось.

Члены семьи и рода были крепко объединены общими обязательствами и ответственностью. При некоторых обстоятельствах представитель рода мог лишиться каких-то прав и привилегий, но от исполнения своего долга он не освобождался. Уклад кельтской семьи включал определенный порядок наследования и преемственности, что порой вызывало сложности в высших слоях, включая королевский дом. Воспитание детей также осуществлялось в соответствии со своеобразными обычаями и правилами. К примеру, по традициям древних кельтов, сыновьям категорически возбранялось появляться в общественном месте со своими отцами, и они не имели право на ношение оружия до своего совершеннолетия.

Развитие родового уклада в кельтском обществе находилось на очень высоком уровне и сопутствовалось множественными явлениями, образовавшими предпосылки для появления классового строя. Однако данный процесс был остановлен падением кельтского могущества.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Компания

Понимание структуры кельтского общества, которое дают древние авторы, довольно скудно.

Из королевских гробниц позднего периода Гальштатского и от Julius Caesar «s De Bello Gallico (от галльской войны) , по крайней мере , для района West Гальштатского, можно сделать вывод о том , что общество было разделен на местные и региональные подразделения с более или менее структурированная иерархия. Во главе общества стояли выдающиеся личности, так называемые князья , которые, вероятно, заказывали и контролировали крупные строительные проекты. Кроме того, эти князья поддерживали обширные контакты с другими князьями и контролировали междугороднюю торговлю. Генетический анализ и древние источники позднего периода Ла Тена показывают, что, по крайней мере, в некоторых племенах, таких как Haeduern на востоке Франции, должности и руководящие должности не передавались по наследству, а присуждались на выборах.

Обширные отношения задокументированы как для позднего периода Гальштата, так и для периода Латена, а свободные, далеко идущие политические структуры задокументированы древними авторами для позднего периода Латена. Однако ни разу они не сформировали основу для общего сознания как этнической группы или постоянного, последовательного политического образования.

Друиды

Некоторые интеллектуальные и духовные лидеры, происходившие из высших слоев общества, задокументированы авторами из поздней античности. Эти люди известны как друиды. По мнению древних авторов, они образовали кельтское духовенство. Чтобы не путать исторический друидизм с современным друидизмом , здесь следует использовать оригинальный текст Цезаря. Он писал: «Друиды несут ответственность за дела культа, они направляют публичные и частные жертвоприношения и интерпретируют религиозные предписания. Большое количество молодых людей собирается вместе с ними на уроки, и галлы почитают их » . Согласно Цезарю, культовые и религиозные соображения играли важную роль среди галлов.

Друиды сформировали интеллектуально и религиозно высокообразованный высший класс кельтской социальной системы. Судя по древним источникам и традиционным мифам кельтского происхождения, друиды также имеют власть над князьями, которые в основном происходят из того же высшего класса.

Обучение, чтобы стать друидом, занимало очень много времени, по словам Цезаря, иногда до двадцати лет: «Как правило, друиды не участвуют в войне и не платят налоги, как остальной мир. Эти великие льготы побуждают многих принимать участие в обучении Инициативе по собственной воле, или их родители и родственники отправляют их к друидам. Говорят, что там они выучили наизусть большое количество стихов. Поэтому некоторые остаются в классе по 20 лет ».

В дополнение к своим священническим функциям у друидов были также светские обязанности и привилегии. Они были ответственны за роль учителя, врача, естествоиспытателя и судьи. Согласно Цезарю, отлучение от церкви , то есть исключение из жертвенных обычаев, было самым суровым из возможных наказаний. Страбон хвастался, что друиды известны своей справедливостью .

Говорят, что и в более поздние времена были женщины-друиды . Информация об этом поступает в основном из римских и позднесредневековых источников.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Портрет празднично украшенной кельтской женщины, надгробный рельеф (внешняя стена церкви в Клагенфурте-Лендорфе )

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Портрет кельтской женщины с типичным головным убором, надгробным рельефом (Лапидарий Государственного музея Каринтии , Клагенфурт)

Роль женщины

Хотя женщины пользовались большим уважением и — хотя и редко — могли занимать руководящие должности, кельтское общество в целом было организовано по патриархальному принципу. Самыми известными кельтами, названными древними авторами, были Боудикка , лидер иценов (Британия, Норфолк ), возглавившая восстание против римской оккупации в 60/61 году нашей эры, и Картимандуа , «королева» разбойников , жившая в 77 году нашей эры. Были разбиты по Агриколы .

Рабство

Согласно Диодору (V.26), итальянский купец в Галлии мог обменять мальчика-раба на амфору с вином. Работорговля с галлами стала важным экономическим фактором после окончания Галльской войны .

На островах кельтов рабство было связано с «добычей» людей во время военных кампаний, с одной стороны, и с долговой кабалой, с другой. Раб ( кружка ) и рабыня ( кумал ) принадлежали к классу презираемых несвободных. Их частое происхождение от военных трофеев можно распознать этимологически: древнеирландское cacht , Kymrisch caeth , caethweision (маска) и caethverched (fem.) Связаны с латинским captus и германским * haftaz , все со значением «пленник», но также «раб».

В болоте Ллин Черриг Бах работорговец, вероятно, положил две цепи рабов с шейными кольцами в качестве подношений посвящения. Такие цепи были также обнаружены на стоянках Ла Тена , Маншинга и других местах.

Девушка-рабыня ( кумал ) считалась в кельтской юриспруденции островной единицей денежной единицы — один кумал соответствовал стоимости десяти коров.

религия

Вряд ли есть какие-либо древние свидетельства верований кельтов. Более того, согласно обычному Interpretatio Romana , древние авторы сравнивали кельтских богов и культы с их собственными римскими и приписывали кельтским богам римские интерпретации и имена богов в зависимости от их юрисдикции. Таким образом, утверждения об изначальной функции, мифе и культе кельтского мира богов затруднены. Примеры уравнений: Тевтат был приравнен к Меркурию , Цернунн — к Юпитеру , Гранн — к Аполлону, а Лен — к Марсу .

Из-за различных религиозных представлений в разных регионах (как у римлян, так и у кельтов) эти переосмысления могли иметь несколько римских «богов-крестников» с одной и той же моделью, что означает, что одни и те же римские боги появляются в разных регионах с разными кельтскими фамилиями, но также одни и те же кельтские боги относились к разным римским.

Земледелие и скотоводство

Экономическими ресурсами кельтского общества на протяжении всего времени служили земледелие и скотоводство. На западе они занимались хозяйством сами, а на востоке (в частности в Средней Европе), будучи только в верхнем слое социума, кельты были вынуждены опираться на производство местного населения.

Зерновое хозяйство в Галлии, опоре кельтского могущества, отмечалось хорошей доходностью, и в I столетии до н. э. государство слыло весьма богатым. На полях взращивались почти все виды зерновых культур: пшеница, рожь, ячмень, овес. Во время восьмилетней войны Цезарь регулярно получал оттуда продовольствие для своей немалочисленной армии. Ирландские кельты предпочитали возделывать преимущественно ячмень, из зерен которого приготовляли кашу, выпекали хлеб и производили пиво. Помимо этого активно культивировались некоторые виды овощей (свекла, репа) и растений для получения красителей.

В некоторых областях, где жили кельты, таких как гористые районы Британии и Шотландии, первостепенное значение в хозяйстве имело скотоводство. Выпас стада большую часть года осуществлялся на лугах, а в летний сезон его перегоняли на более возвышенные места. Хотя кельты и разводили домашний скот, однако и охота на диких животных (вепрей, кабанов, оленей) была весьма распространена. Обработанные охотничьи трофеи являлись особой гордостью знати и по смерти клались в усыпальницу.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Искусные мастера

Искусство кельтского народа опровергает сложившийся стереотип о его необузданной дикости, обнаруживая высокий уровень геометрического воображения. Мастера и художники виртуозно соединяли мотивы из разных истоков в единое целое и создавали на этом основании невероятно сложные по оформлению и выделке украшения и предметы обихода. Немалое количество узоров филигранной техники присутствуют на их работах из дерева, кожи и кости. Какие-то произведения творились из камня. Но особая мастеровитость кельтских художников была выявлена в работах по металлу, в них она и достигла своего полного расцвета.

Во время походов кельты активно знакомились со способами производства более развитых стран и внедряли их в рабочие процессы, приспосабливая к ним свои орудия. Когда военная экспансия перешла в экономическо-торговую, некоторые группы кельтских производителей стали основывать собственные мастерские, постепенно завоевывая известность и в высокоразвитых областях. Искусство литья и чеканки металлов, эмальерное искусство, кожевенное производство, гончарные мастерские, специализированное производство вращающихся мельниц для помола зерна — кельтские мастера сумели овладеть едва ли не всеми производственными процессами и технологиями в Средней и Северной Европе.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Боги древних кельтов

Верования кельтов представляют особый интерес для историков, хотя эта сторона их бытия является одной из самых сложных для исследования. Многим ученым пришлось признать, что проникнуть к сути кельтской религии очень трудно, и это в основном сопряжено с тем, что она тесно переплетена с мифами. Французский мифолог Ж. Вандри писал о том, что при изучении их религии ее глубины как бы ускользают, погружаясь в сказания и легенды, которые пространны и темны по своей природе. Исследователем М. Л. Сжостедом была выдвинута мысль, что кельты вовсе не имели развитого пантеона богов: многочисленным изысканиям не удалось выявить никакого намека на наличие храма, наоборот, все указывало на то, что в реальности его никогда не существовало. Народ встречал своих богов в непроходимой глуши лесной чащи; его мифический мир представлялся священным лесом, населенным потусторонними силами. А в роли жрецов у кельтов выступали друиды, несущие в обществе все важные функции (лекари, судьи, учителя).

Античным авторам не удалось оставить значимо важных сведений о кельтских божествах. В «Записках о Галльской войне» Цезарем были упомянуты имена кельтских богов, но нарекал он их греко-римскими именами: Аполлон, Юпитер, Меркурий, Марс и другие. Еще одну заметку предоставил Лукан, указав триаду богов с кельтскими именами: Тевтат (покровитель в ремеслах, искусстве и торговле), Таранис (бог грома) и Эзус (бог сражений).

Сохранившиеся легенды древних кельтов помогают заполнить «белые пятна» этой области, но до полной ясности еще далеко. На сегодняшний момент уже известно значительное количество их богов, большинству из которых требовались кровавые подношения, порой и человеческие жертвы.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Кельтское наследие

Еще в начале Нового времени кельты представлялись западному миру как дикие охотники за головами, являющие яркую иллюстрацию далеких предков, пока в XIX веке не застучали заступы археологов во Франции, Гальштате, Ла Тене и других местах, которые положили начало последующим научным изысканиям и открытиям.

Как оказалось, вклад кельтов в европейскую цивилизацию был сильно недооценен. Не раз переживавшая возрождение, их культура является базовым основанием у целого ряда культур в Центральной и Западной Европе. В дохристианской истории Европейского континента именно кельтам отводилась главная роль в сближении варварских племен с империями античного мира и развитой культурой южных областей. Этот овеянный легендами народ обогатил европейскую цивилизацию новыми подходами и процессами специализированного производства, создав тем самым предпосылки для последующего его развития.

До настоящего времени некоторые районы, где жили кельты, сохранили еще отдельные моменты их культуры, социальной структуры, литературные традиции, а кое-где прослеживаются и черты древнего жизненного уклада (западное побережье Ирландии и Шотландии).

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Интересные факты

  • У кельтского народа имелся уникальный закон – быть худым, соблюдение которого было обязательным. Если кто не влезал в стандартный пояс, тот подвергался штрафу. Поэтому кельтское общество активно занималось спортом и считалось самым подвижным в античном мире.
  • Римские авторы неоднократно отмечали претенциозность кельтских женщин. Красавицы сбривали свои брови, одевали налобные повязки, обвешивались золотыми украшениями и непременно подчеркивали тонкость талии узкими опоясаниями. Помимо этого они имели прически с конструкцией башни, для построения которой волосы ополаскивались известковой водой.
  • Желанной добычей у кельтских воинов была срубленная голова достойного противника. Диодор Сицилийский повествует, что, сразив своего врага, кельты отрезали им головы и помещали их в кедровое масло для хранения. Также при посвящении юноши в воина тот должен был предоставить обществу отрубленную голову неприятеля.
  • Основу большинства сказок Европы составляют сюжеты легенд древних кельтов. Захватывающие истории о подвигах и невероятной любви стали неисчерпаемым вдохновением для классиков мировой литературы и поэзии, в числе которых Шекспир, Пушкин, Теннисон, Вордсворт и другие.

История древних Кельтов

Кельты были странствующим народом, принадлежавшим к индоев­ропейской языковой семье. Каждое из их племен (или каждый клан), продвигаясь в поисках новых земель, несло с собой историю и тради­ции своих предков. Со временем они осели на северных территориях Уэльса, Шотландии, Германии, Британии и Ирландии. Спустя тыся­чи лет в Европу пришло христианство, вытеснившее многие древние кельтские традиции. Те прежние кельтские боги и богини, которые по своим делам и качествам соответствовали христианским доброде­телям, стали называться святыми, сыграв, таким образом, важную роль в создании новой религиозной культуры. Те же божества, которые проявляли неповиновение единому Богу, были отвергнуты как пороч­ные и изгнаны из новых верований.

Однако время оказалось не властно над страстной любовью кель­тов к природе, над их глубокой верой в духов иного мира (фей, богов и богинь) и над глубоким почитанием жизненных циклов, наблюдае­мых ими в окружающем мире. Эти следы кельтского прошлого и на­стоящего прослеживаются во многих религиях. И нынешние кель­ты — как христиане, так и нехристиане — продолжают оставаться верными наследию своих предков, исполняя обеты приношений сво­им богам и святым у священных родников и источников, обожая саму Землю как священную живую сущность, которой они поклоняются с огромной любовью.

Кельтская духовность, которую теологи считают порой народными фантазиями, страдает от недостатка уважения к древним традициям только потому, что она чтит не одного бога, а многих. Кельты поклоня­лись божествам гор, рек, небес и морей. Каждое из племен или каждый из кланов связывали своих богов с какой-либо определенной особенно­стью края, в котором жили,— с плодородием местной почвы, либо с оберегающим их лесом, или с величием близкого моря. Но при этом они, безусловно, уважали подобных богов, чтимых другими кланами. В ряде случаев боги — носители определенных качеств и добродете­лей — назывались одинаково в различных племенах. И даже в гречес­кой мифологии есть боги и богини, обладавшие такими же силами и качествами — героизмом, могуществом и плодородием,— которые сла­вились в легендах и преданиях древних кельтов.

Духовный путь кельтов

Духовность кельтов и в наши дни заключается в следовании своему личному пути прозрения и познания (особенному для каждого чело­века), а также в объединении со всем сущим, что окружает человека теперь, что составляет круг всей его жизни и нуждается в его участии и поддержке. Эта духовность не предполагает жестких религиозных ритуалов. Важны не обязательные догматические обряды, а ощуще­ние сопричастности всему окружающему тебя. При этом каждый человек свободен в выборе боготворить прежде всего те стороны все­мирной души Природы, которые сильнее отражают его личные веро­вания.

Духовный опыт кельтов часто путают с шаманством и колдовством. Однако, хотя древние друиды обладали такими качествами ша­манов, как способность заклинать или изгонять духов, они не были истинными шаманами. И, несмотря на то, что многое в духовной прак­тике и философии кельтов связано с колдовскими чарами, разве обя­зательно прибегать к ритуалам колдовства, заклинаниям и прорица­ниям, чтобы научиться любить и чтить Землю так, как по-прежнему любят и чтят ее кельты?

Вы можете вступить на этот путь кельтской духовности в одиноч­ку, а можете пройти его более организованно, посещая одну из мно­гих церквей, продолжающих хранить веру кельтов. Важно лишь то, что верой этой можно проникнуться не только в храме, но и на тихой лужайке, поскольку она одинаково притягательна как для тех, кто поклоняется многим богам, так и для тех, кто верует в одного Бога, а также и для тех, кому предстоит еще обрести свой собственный ду­ховный путь.

Жизнь с природой кельтов

В душе своей кельты хранят почитание земли, моря и неба, превыше всего ценя ту щедрость, которую несут нам эти стихии, и тот круг жизни, который совершается в них. В этом почитании заключается, возможно, самая важная причина жизнеспособности кельтского духа и его нынешней привлекательности и популярности в современном обществе.

Наша культура, с ее уклоном в сторону технологического разви­тия, способствует во многих отношениях отрыву человека от мира Природы. Увлекаемые западным стилем жизни, мы все больше утрачиваем ощущение опасности нашего отношения к природе, особенно неразумного обращения с ограниченными природными ресурсами. Многие теперь считают, что кельтская духовность воз­вращает нас в уютное лоно покинутого нами дома, заботливо оберегаемого нашей хранительницей Природой; возвращает к благо­датным дарам, приносимым нам более простой жизнью и более глубоким постижением окружающего мира. При этом мы обрета­ем возможность и силу выбрать свой собственный, индивидуаль­ный путь установления прямых и личных взаимоотношений с теми силами, которые питают и поддерживают саму жизнь.

Мы познаем Вселенную, тесная связь с которой позволяет нам стать хранителями планеты Земля, не становясь при этом ее безраздельны­ми владетелями. Мы не отправились в кратковременную прогулку по Земле без какой-либо ответственности за нее. Наша жизнь — не оди­ночное путешествие, но путешествие души, в котором мы связаны (через рождение, смерть и новые рождения) с тем, что было до нас, и получаем возможность влиять на будущий мир.

Кельты представляют природу живой, священной сущностью. При­нятие подобного взгляда на природу не обязывает человека исполнять какие-либо религиозные ритуалы или церемонии, равно как и не зас­тавляет его отказываться от прежних религиозных верований. Такое представление о природе вполне сочетается с традиционными молит­вами и медитацией, в которых человек просит благословения всего в жизни,— от малого до большого, от приготовления завтрака по утрам до помощи свыше в делах дома и на работе. При этом вы начинаете ценить все, что жизнь дарует вам, и в ответ на это ощущаете свою от­ветственность за эту жизнь, за ограждение ее от всего дурного.

Кельтская духовность является, по сути дела, искусством благода­рения и признания всего, что несет в себе энергию и жизненную силу, включая души тех, кто жил до нас. Она преподносит нам уроки из нашего прошлого, а также от тех, кто был нашим предком или просто ушедшим из жизни членом семьи… Кельты хранят в своей жизни дух и энергию этих «оставивших нас», пребывая в постоян­ном контакте с ними. В кельтской философии — так же как и в иных языческих религиях — смерть представляется естественной частью жизненного цикла, являющегося постоянной чередой рождений новых поколений, в которой дух наших предков всегда рядом с нами. «Даже листья с самого высокого дерева,— говорят они,— падают вблизи его корней».

Жизнь и смерть, небеса и Земля

Влияние культуры древних кельтов обнаруживается в современных традициях народов всего мира. Это свидетельствует о том, что, несмот­ря на глубокую укорененность кельтского духа в душах людей ранней Европы, кельты путешествовали на дальние расстояния от Евразийско­го континента, широко распространяя свою духовность и обычаи. Ран­ние христианские монахи из числа кельтов стремились к жизни уединенной и преданной Богу. Их дальние проповеднические путешествия были подобны отшельническим странствиям пророков других рели­гий. Желая обрести Бога глубоко в своей душе, они раздавали свое иму­щество и отказывались от семейных связей ради того, чтобы лучше по­нять наставления Бога, пускаясь в странствия ради любви к Нему.

Многие ирландские монахи отправлялись в море на суднах без ве­сел, радуясь мысли, что Сам Бог выберет для них направление пути и место для проповеди. Другие искали подобного озарения, ведя отшель­ническую жизнь на далеких и бесплодных землях. Эти же ранние хри­стианские монахи впервые начали записывать предания и легенды из древнего прошлого кельтов, проявляя в этом большое мастерство и прекрасный художественный вкус. По мере укрепления христианства традиционные друиды и барды языческих времен стали отступать в тень забвения, скрываясь от враждебных к ним королей, заставляв­ших их молчать. Но их верования выжили — как выживали и в про­шлом,— сохранившись в легендах и фольклоре, и постепенно стали сосуществовать с доминирующими новыми религиями. И теперь в общепризнанных празднествах, от Хэллоуина до Рожде­ства, можно распознать многие традиции, пришедшие к нам из вре­мен дохристианских кельтов.

Хотя названия многих сезонных праздников и ритуалов, песнопе­ний и молитв о благословении изменялись с течением веков вслед­ствие религиозных эволюций (а порой и насильственных революций в сфере верований), культурное родство между древними кельтами и всем остальным миром дает о себе знать и ныне, как и прежде.

Так, например, схожесть между кельтскими традициями и обыча­ями, соблюдаемыми в Индии, находит отражение в общих ритуалах обращения с животными. То же можно сказать и об общности куль­та тотемов у кельтов и американских индейцев. Даже в далеких Со­единенных Штатах, в пещерах, расположенных в Колорадо и Окла­хоме, обнаруживают исторические письмена на древнем алфавите кельтов Огхам, что вновь ставит под вопрос первенство Колумба в от­крытии Нового Света. И хотя известные археологи всего мира еще не до конца разгадали смысл этих древних кельтских символов, как не до конца поняли предназначение многих каменных руин и священ­ных построек, оставшихся после древних кельтов, ясно одно: широко распространенное мнение о кельтах как о варварском племени миг­рирующего народа мореплавателей, воинов и охотников является не чем иным, как мифом, препятствующим истинному постижению истории.

Древние свидетельства культуры и религии кельтов, датируемые 800—450 годами до нашей эры, повествуют нам о стройном порядке миросозерцания этого народа, который хорошо понимал взаимосвязь между Солнцем и Луной, рождавшими смену времен года и периодические морские приливы, и осознавал цикличную природу всей жизни. Люди эти были преданы «благу своего народа в целом» и строго порицали тех, кто проявлял жадность и нечестность. Они были большими мастерами в работе с металлом и камнем, создавали как абстрактные символы, так и священные обычаи, пережившие нескон­чаемую череду воинских нашествий, религиозных репрессий и наци­ональных бедствий — таких, как голод. Хотя их история передавалась от поколения к поколению в виде устного фольклора через подроб­ные, красочные, причудливые повествования, процесс образования молодого поколения не был стихийным, он отличался организован­ностью и порядком, а взаимоотношениям между учителем и учени­ками уделялось большое внимание. Почитание учителя являлось важ­ной частью культуры кельтов. Они были земледельцами, мастеровыми, строителями, художниками и поэтами, создававшими легенды и пес­нопения, и во всех этих делах являлись наследниками мастерства сво­их предков, испытывая благодарность за благословение духов, столь щедро одаривавших их изобилием таких благ. Это был дружный, се­мейный народ, воспитывавший и обучавший детей всего клана; при этом профессиональное мастерство кузнеца или ткача передавалось следующим поколениям ради будущего выживания всего рода через использование полученных навыков.

Сама смерть была лишь другим видом существования в кельтских верованиях; переход в это славное царство иного мира был возможен, если ваши дела были благородны и достойны уважения и о ваших да­рах миру было провозглашено всем после вашей кончины. Вот почему ирландские поминки, производимые перед погребением и заключаю­щиеся в постоянном бдении рядом с умершим, сопровождаются про­славлением его жизни пением и танцами. Этот современный обычай является данью древнему ритуалу прошлого, когда сказания о делах умершего и празднования в его честь продолжались несколько дней.

Древние кельты не сомневались в жизни после смерти и твердо верили в перевоплощение. Эта вера придавала их воинам силу и бес­страшие. Часто можно было слышать о случаях явления людям умер­ших героев. Так, Ку Чулайна видели мчащимся в ночи на своей ко­леснице спустя много лет после его гибели. Способность переходить из одного мира в другой нередко упоминается в кельтских сказани­ях, при этом особенностью кельтской мифологии является существование промежуточного состояния между этими мирами. Вера в эту способность согревала сердце каждого героя-воина, мечтавшего до­стичь божественного статуса благодаря своей храбрости. Они вери­ли также, что сами боги всегда присутствуют в битве, сражаясь на их стороне. Когда Ку Чулайн лежал израненный, бог Солнца Лаг очи­стил его раны, сказав: «Лежи спокойно, я отражу все атаки» (Джон Шарки. «ТАЙНЫ КЕЛЬТОВ: ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИЯ»),

Честь воина и чувство долга опирались на силу его духа в не мень­шей мере, чем на крепость его меча. Кельтские воины не боялись смерти, и, несмотря на то, что они предпочитали разрешать конф­ликты с помощью искусства символической битвы, не прибегая к яростному сражению, римский стиль кровопролитной битвы со вре­менем становился все более неизбежным, и они хорошо усвоили его, не страшась гибели. Яркость и драматизм кельтского духа проявля­лись даже во время сражения: воины выходили на бой, вооружив­шись всем величием украшений из драгоценных камней, яркой цветной росписью и освященными талисманами. Согласно описа­нию Цезаря, они окрашивали себя в синий цвет вайдой, чтобы выг­лядеть более устрашающими в сражении. Короче говоря, кельты были и остаются яркими и полнокровными, как сама жизнь, и тем не менее они верят, что без смерти не может быть обновления, как без тьмы зимы не может наступить возрождение света весной. Само рождение дня виделось им не в восходе Солнца, а в последнем сгу­щении тьмы, окружающей Луну. Тьма всегда предшествовала све­ту — так же, как посев семян открывает путь будущей жатве. Кель­ты встречали большими празднествами и ритуалами каждую новую фазу Луны (или каждый новый сезон), включая поворотные момен­ты перехода в новые времена года, те промежуточные состояния в природе, когда духи странствуют по земле.

Кельтская практика

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

В Torc-утомительный «Глауберг Князь », V век до н. Э., Возможно, герой или предок, с листовая крона. Дальнейшая информация: Ритуал дуба и омелы

Имеются данные, свидетельствующие о том, что у кельтов «подношения богам совершались по всему ландшафту — как естественному, так и домашнему».  Иногда им поклонялись в построенных храмах и святилищах, свидетельства которых были обнаружены археологами в кельтском мире, хотя, согласно греко-римским свидетельствам, они также поклонялись в тех областях природного мира, которые считались священными, а именно в рощи деревьев. По всей кельтской Европе многие из построенных храмов, имевших квадратную форму и построенных из дерева, были найдены в прямоугольных помещениях, вынутых из канав, известных как Viereckschanzen , где в таких случаях, как Holzhausen в Бавария Приношения по обету также хоронили в глубоких шахтах.  Однако на Британских островах храмы чаще имели круглую форму. По словам Барри Канлиффа, «монументальность ирландских религиозных объектов отличает их от их британских и континентальных европейских собратьев», наиболее яркими примерами которых являются Холм Тары,  и Наван Форт.

Однако, согласно греко-римским свидетельствам друидов и других кельтов, поклонение проводилось в рощи, с Тацит описывая, как его люди вырубали «священные рощи для жестоких обрядов».  По самой своей природе такие рощи не сохранились в археологических записях, поэтому сегодня у нас нет прямых доказательств их существования. Помимо рощ, некоторые источники также считались священными и использовались как места поклонения в кельтском мире. Известные галльские примеры включают святилище Секвана у источника Сена в Бургундия и Chamalieres рядом с Клермон-Ферран. На обоих этих сайтах большое количество подношения по обету были обнаружены, большинство из которых представляет собой деревянную резьбу, хотя некоторые из них представляют собой тисненые куски металла.

Во многих случаях, когда Римская империя взяла под свой контроль кельтские земли, священные места более раннего железного века использовались повторно, и на тех же местах строились римские храмы. Примеры включают Улей в Глостершир, Стоит в Кент, Остров Хейлинг в Хэмпшир, Vendeuil-Caply в Уаз, Сен-Жермен-ле-Рошо в Шатийон-сюр-Сен и Schleidweiler в Трир.

Вотивные предложения

Кельты сделали подношения по обету своим божествам, которые были закопаны в землю или брошены в реки или болота. По словам Барри Канлиффа, в большинстве случаев депозиты размещались в одних и тех же местах несколько раз, что указывает на постоянное использование «в течение определенного периода времени, возможно, на сезонной основе или когда конкретное событие, прошедшее или ожидаемое, требовало умилостивительного ответа. »

В частности, существовала тенденция предлагать предметы, связанные с войной в водной среде, свидетельства которой можно найти не только в кельтских регионах, но также в обществах позднего бронзового века (и, следовательно, докельтских) и за пределами кельтской области. , а именно Дания. Один из самых ярких примеров — река Темза в южной Англии, где был захоронен ряд предметов, которые спустя тысячелетия были обнаружены археологами. Некоторые из них, например Баттерси Щит, Wandsworth Shield и Шлем Ватерлоо, были бы престижными товарами, изготовление которых было бы трудоемким и, следовательно, вероятно, дорогим.  Другой пример — на Ллин Черриг Бах в Англси, Уэльс, где в конце первого века до нашей эры или в начале первого века нашей эры в озеро бросали подношения, в основном связанные с битвой.

Иногда украшения и другие предметы высокого престижа, не связанные с войной, также сдавались на хранение в ритуальном контексте. Например, в Нидерзиере в Рейнской области возле столба, который, по мнению археологов, имел религиозное значение, была закопана чаша, в которой хранилось сорок пять монет, две торс и браслет, сделанный из золота, и аналогичные месторождения были обнаружены в других местах кельтской Европы.

Человеческая жертва

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Иллюстрация 18 века Юлий Цезарьаккаунт

Согласно римским источникам, кельтская Друиды активно занимается человеческая жертва.  В соответствии с Юлий Цезарь, рабы и иждивенцы Галлы чина будут сожжены вместе с телом своего хозяина как часть его погребального обряда.  Он также описывает, как они строили плетеные фигуры, которые были заполнены живыми людьми, а затем сожжены.  В соответствии с Кассий Дио, Boudicaвойска России пронзили римских пленников во время ее восстания против Римская оккупация, под аккомпанемент разгула и жертвоприношений в священных рощах Андате.  Сообщается, что разные боги требовали разных жертв. Жертвы предназначены для Esus мы повешенный, Толлунд являясь примером, предназначенные для Таранис принесен в жертву и те для Тевтаты утонул. Некоторые, как Lindow Man, возможно, пошли на смерть добровольно.

Ритуальное обезглавливание была важной религиозной и культурной практикой, которая нашла обширную поддержку в археологических записях, включая многочисленные черепа, обнаруженные в Лондиниумс Река Уолбрук и 12 трупов без головы во французском конце Железный век святилище Гурне-сюр-Аронд.

Некоторые ирландские болота из разных периодов интерпретируются как местные «короли», которых ритуально казнили, предположительно после неурожая или других бедствий. Старик Кроганв период между 362 и 175 годами до нашей эры, как и гораздо более древний бронзовый век Cashel Man.

Охота за головами

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Каменная голова из Мшецких Жегровиц, Чехия, в Torc, культура позднего Ла Тена

Иконография человеческой головы, по мнению многих археологов и историков, сыграла значительную роль в кельтской религии. Греческий историк Диодор Сицилийский, писавший в I веке до нашей эры, описал, как кельтские воины «отрезают головы убитым в битве врагам и прикрепляют их к шеям своих лошадей». [49] Страбон Между тем, в том же столетии отмечалось, что, пока римские власти не положили этому конец, у кельтов «головы врагов, пользующихся высокой репутацией, они бальзамировали кедровым маслом и показывали посторонним».  Археологические данные, указывающие на то, что кельты действительно обезглавливали людей, а затем выставляли их головы, возможно, в религиозных целях, были обнаружены во время ряда раскопок; один примечательный пример этого был найден на галльском месте Entremont рядом с Экс-ан-Прованс, где был обнаружен фрагмент столба с вырезанными изображениями черепов, в которых были ниши, в которых хранились настоящие человеческие черепа, прибитые гвоздями, пятнадцать экземпляров которых были найдены. Roquepertuse рядом такие же головы и черепные ниши; в Mšecké ehrovice Head из современной Чехии известная одинокая каменная голова. На небольших украшенных предметах часто появляются головы или маски для лица, которые на первый взгляд могут показаться чисто абстрактными узорами.

Археолог Барри Канлифф верили, что кельты «почитали силу головы» и что «владеть и демонстрировать выдающуюся голову значило сохранять и контролировать силу мертвого человека» в то время как археолог Энн Росс утверждала, что «кельты почитали голову как символ божественности и сил потустороннего мира и считали ее самым важным членом тела, самым вместилищем души».  Археолог Миранда Олдхаус-Грин между тем заявил, что «я опровергаю любое предположение о том, что поклонялись самой голове, но она явно почиталась как наиболее значительный элемент в человеческом или божественном образе, представляющем целое».  Историк Рональд Хаттон однако критиковал идею «культа человеческой головы», полагая, что и литературные, и археологические свидетельства не подтверждают этот вывод, отмечая, что «частота, с которой человеческие головы появляются на кельтских металлических изделиях, доказывает не что иное, как их любимый декоративный элемент. мотив, среди нескольких, и один так же популярен среди некельтских народов ».

Жестокие ритуалы кельтов

Как и у многих других древних народов, жизнь кельтов была неразрывно связана с их верованиями. Религия подразумевала почитание сил природы, поклонение духам плодородия, обожествление огня.

Пламя в восприятии кельтов являлось земным воплощением солнца, несущего свет и тепло. Чаще всего большинство праздников в кельтском календаре рассчитывались по положению солнца и смене времён года.

Сегодня представление о древних традициях кельтов имеет несколько идеализированный характер. Да, эти племена действительно стремились к гармонии с окружающим миром, почитали божеств стихий и всю природу, однако у кельтских народов было немало обычаев, что вызвали бы ужас у современного человека.

Одним из самых значимых праздников у кельтов считался Самайн (его и сегодня отмечают в ряде стран). Старинные ритуалы торжества подразумевали принесение жертв богу Тевтату, что властвовал над силами плодородия, одаривал людей урожаем.

Поскольку дары этого бога были щедрыми, не должен был скупиться и человек. Страшной жертвой становились люди, которых заключали в деревянные клетки и сжигали.

У ряда скандинавских народов также имелись подобные обряды, что позволяет говорить о влияние кельтской культуры. К счастью, позднее страшные жертвоприношения были заменены более приемлемыми вариантами.

Довольно жутко смотрелось и обращение кельтов к некоторым божествам. Во время “молитвы”, прося богов о победе в сражении или успешном завоевании новых земель, воины приносили к алтарям головы убитых ими врагов.

Для кельтов голова была “ларцом”, где хранилась душа человека. Считалось, что, отрезая голову поверженного противника, воин приобретает его знания и опыт. Это не было привычным сбором трофеев, как, например, у скифов.

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Празднование Бельтайна в наше время

Кровавое жертвоприношение

Античные авторы сообщали, что культ плодородия и кельтские праздники были связаны с принесением человеческих жертв, особенно в праздник Самайн. Жертв топили в бочках в честь бога Тевтата или сжигали в деревянных клетках, чтобы они достались Таранису. Ритуалами руководили жрецы — друиды, пользовавшиеся большим могуществом и уважением среди кельтов.

По некоторым свидетельствам, скандинавы также совершали человеческие жертвоприношения в большом храме в Упсале, в Швеции. Викинги не знали жречества, и обычно от имени народа во время жертвенных тризн к богам обращался король или вождь.

Правда, данные археологии дают больше свидетельств в пользу принесения в жертву животных, нежели людей. При раскопках немало находок и ценных предметов — оружия или драгоценностей, приносившихся в дар богам. Другие дары, например, продукты, простые люди приносили к могилам, скалам и валунам, где, как считалось, жили местные божества. Церемонии совершались у алтаря, составленного из груды камней.

Погребальные ладьи

Кто такие Кельты и почему римляни называли их берсерками

Бог Один на своем шестиногом коне и погребальный корабль. Резьба на камне, ок. 750г. н.э.

Знатных викингов хоронили на ладьях вместе с их собственностью, включая домашний скот и даже слуг, которые, как они верили, понадобятся им в загробном мире. Затем на корабли насыпали земляные холмы или поджигали их и обращали в погребальный костер. Кельты также хоронили ценные вещи покойного. Кельтского воина привозили к его могиле на колеснице, которую хоронили вместе с ним, возможно, для того чтобы его перевезти в загробный мир.

Нос и окончание кормы кораблей викингов были украшены резными фигурами людей или животных. Как правило, носу придавалась форма головы змеи, а корме — закрученного змеиного хвоста.

Поверх одежды скандинавы носили амулеты, или обереги, украшенные руническими надписями, чтобы предохранить владельца от болезни или сглаза. Викинги хорошо знали символическую силу молота Тора — Мьёлльнира.

Два самых знаменитых кургана, где погребены корабли викингов, возведены в Саттон-Ху, близ Вудбриджа (Англия), и в Осеберге, недалеко от фьорда Осло (Норвегия). В Сатгон-Ху вместе с 28-метровой ладьей зарыты сани, кровати, кухонные приборы и ткацкое оборудование. На корабле, найденном в Осеберге, длиной 21 м нашли 15 пар весел, якорь и бадью для вычерпывания воды.

Хотя кельты отмечали праздники огня, в их литературе крайне мало сведений о практике человеческих жертвоприношений путем сожжения. Однако у греческих и римских авторов содержатся описания ритуалов, совершаемых друидами, предполагавших сожжение заживо жертв в огромных корзинах, сплетенных в форме человека.

Охота и рыболовство

Кельтская и скандинавская мифологии богаты описаниями охоты и рыбной ловли. Одна из самых длинных сцен охоты описана в валлийском сказании «О Кило-хе и Олвен», в котором Артур и его рыцари по всей Ирландии и Уэльсу преследовали вепря Турх Труйта, чтобы не дать ему ускользнуть в реку Северн.

В цикле Финна рассказывается, что в юности Финн Мак Кулл обжег большой палец руки, готовя своему хозяину Финнкесу лосося познания. Потом ему было достаточно лишь укусить свой палец, чтобы узнать будущее.

В скандинавской мифологии повествуется, как Тор стал ловить змея царства Мидгард Ермунганда вместе с великаном И миром, в качестве наживки используя голову вола Имира. После страшной борьбы с чудовищем Тор выманил его на поверхность, и если бы Имир не перерезал леску, Тор мог бы его убить своим молотом. Если бы это удалось, то царство Мидгард, крепко удерживаемое Тором за кольца змея, было бы уничтожено.

Усекновение главы

С древнейших времен воинственные народы обращались к своим богам за помощью в сражении. Одним из способов снискать их расположение, распространенных у кельтов, было предложить головы убитых врагов. Кельты верили, что голова — вместилище души. Поэтому ритуальное усекновение голов врагов производилось не ради обычного собирания трофеев, а из стремления обрести знания и опыт побежденных. Кельты хранили головы убитых врагов в святилищах и в трудное время обращались к ним за советом.

Магия праздника Бельтайн

Но давайте перейдём к более мирным традициям кельтов. У этих народов было немало праздников. Некоторые из них, пусть и в видоизменённом варианте, сохранились до нашего времени. Важнейшим периодом считалось время подготовки и празднования Бельтайна.

Его проводили в ночь на 1 мая. Этот день говорил о повороте года на летнее время, наступлении тепла, что одержало абсолютную победу над зимой и холодами. Важной частью празднования становилось разжигание костров. Кельты верили, что свет от огня отпугнёт злых духов.

Меня поразило, что даже сам процесс разжигания пламени был для кельтов магическим обрядом, что следовало соблюсти в точности. В ночь Бельтайна на назначенное место (чаще всего это был холм или другое возвышение) приходили девять мужчин, которых предварительно избирали в селении.

Перед ритуалом они проверяли, нет ли у кого-либо из них металлических предметов – от них следовало избавиться. Затем каждый из участников действа приносил ветви для костра. Необходимо было собирать хвост разных деревьев, но во главе их должен был стоять дуб.

Когда всё было готово, с помощью двух дубовых щепок глава группы разжигал костёр. Такой первозданный, созданный руками огонь считался священным. Когда костры начинали гореть, все жители селения подходили к ним. В эту ночь на Бельтайн люди гасили огни в своих домах и направлялись за частичкой нового, божественного пламени.

В праздник Бельтайна кельты верили, что граница между мирами людей и духов становится невидимой. Именно поэтому из дома старались не выходить без оберегов. Также на площадке в центре селений ставили Майское дерево.

Это могло быть самое обыкновенное дерево, однако каждый человек, проходящий мимо, должен был завязать на нём свою ленту. Цвет дара духу дерева был связан с самым главным желанием человека. Тот, кто мечтал о взаимной любви, оставлял красную ленту, жрецы завязывали тёмно-синий лоскутик, а голубой кусочек ткани сулил защиту от зла и невзгод.

Почитание земли в традициях кельтов

На жаркий день 1 августа приходился другой кельтский праздник – Лугнасад. Он знаменовал начало времени жатвы, сбора урожая. Конечно, подобный день был настоящим событием в жизни земледельцев. В Лугнасад вождь устраивал щедрый пир для всей своей общины.

Важным ритуалом считалась жатва последней полосы. Её нельзя было срезать обыкновенным способом. Кельтские жнецы метали серпы в сторону колосьев, пока последнее из растений не будет срезано.

Так в традициях кельтов отдавали дань уважения духам земли. Из последнего снопа делали Мать Хлеба, поскольку верили, что в нём остаётся дух зерна, что принесёт богатый урожай на будущий год.

Традиции кельтов могут удивить сочетанием жестокости и доброты по отношению как к людям, так и природе. Я думаю, не стоит забывать, что многие древние народы так и остаются загадкой для нас, и некоторые особенности их культуры современный человек никогда не сможет понять. Но по-настоящему радует то, что обычаи этой группы народов не исчезли, а продолжают сохраняться их потомками.